новости | тесты | статьи | словари | ссылки | форум |
Пользователи различных телекоммуникационных сетей осуществляют социальные коммуникации в среде, получившей название "киберпространство" или "виртуальная реальность". Для того, чтобы в полной мере осознать философский и социальный смысл указанного феномена, необходимо исследовать вопросы, связанные с таксономией самого термина "пространство" как фундаментальной характеристики бытия объективного и субъективного.
Древнегреческие философы Демокрит, Эпикур, Лукреций Кар и др. пришли к пониманию пространства как пустоты исходя из своего атомистического учения. Аристотель, выступая против идеи атомистического строения мира, отбросил вместе с ней и идею пустого пространства. С точки зрения Аристотеля, пространство представляет собой совокупность мест, занимаемых телами.
В XVII веке мощное влияние на разработку физических теорий пространства оказала теология. С точки зрения Ньютона пространство являлось бесконечной евклидовой пустотой, соединенной с Богом. Указанную точку зрения Ньютон никак научно не аргументировал. Принципиально иную позицию в отношении природы пространства сформулировал Кант. Для него пространство наряду со временем - это априорные формы чувственного созерцания.
Еще одно направление в трактовке пространства, идущее от Аристотеля, было разработано Лейбницем. Согласно теории Лейбница, пространство - это порядок взаимного расположения тел, существующих вне друг друга.
В начале XX века, после разработки Эйнштейном общей и специальной теорий относительности, пришлось распрощаться с представлением о бесконечном пустом пространстве. Современная математика определяет пространство как множество каких-либо элементов (точек) при условии, что в этом множестве установлены отношения, сходные с обычными пространственными отношениями.
Пространством считается множество элементов, в котором:
"Наше увлечение компьютерами... имеет в значительной мере глубоко духовный характер, чем чисто утилитарный", - пишет в своей работе Майкл Хайм (Michael Heim), философ, исследующий киберпространство. И далее он продолжает: "В нашей любви к этим машинам, мы в первую очередь ищем дом для ума и сердца" [3]. Хайм выявил существенную составляющую киберпространства, а именно - опосредованные человеческие интеракции являются высшим смыслом взаимодействия пользователя и компьютера.
С точки же зрения американского ученого Говарда Рейнгольда (Howard Rheingold) виртуальную реальность необходимо рассматривать "не как комплекс технологических решений, а как опыт человеческих коммуникаций в новой коммуникационной среде" [4]. Действительно, перечень используемых технических решений не может дать объяснений, почему пользователи при включении устройств уже готовы принять набор появляющихся на экране данных как новую среду для осуществления социальных коммуникаций и некий реально существующий мир.
В этом мире технические артефакты не могут для пользователя заменить процессы когнитивного конструирования социального пространства. Как считает исследователь из Германии Оскар Шмидтке (O. Schmidtke), под киберпространством понимается "область машинных процессов коммуникации, в которой коммуникационные процессы осуществляется настолько независимо, что коммуниканты освобождены от необходимости встречаться физически" [5].
Кроме того, для пользователей технические устройства имеют ценность не сами по себе, а как инструменты познания окружающего мира, осуществления процессов коммуникации, решения тех или иных задач. Как отмечал исследователь Павел Куртис (Pavel Curtis), хотя технические решения имеют важное значение в появлении новых возможностей для коммуникации, в вопросах форм функционирования социальных структур в киберпространстве, однако, в конечном счете, не они определяют смысл существования киберпространства [6].
Общепринятого определения киберпространства до настоящего времени не существует, несмотря на то, что неоднократно предпринимались попытки осуществления таксономии указанного феномена. С точки зрения автора настоящего доклада, "киберпространство" может быть определено как некое обобщенное определение технических систем, в которых пользователи осуществляют компьютерно-опосредованные интеракции, получают информацию в визуальной, слуховой и тактильной формах о среде, которая существует в форме данных, представленных в цифровом виде в компьютерных и аналогичных им устройствах.
Бондаренко С.В. К вопросу о таксономии киберпространства. / Рационализм и культура на пороге третьего тысячелетия. Материалы Третьего российского философского конгресса (16-20 сентября 2002 г.). Том. 4. -Ростов-на-Дону: Издательство СКНЦ ВШ, 2002. С. 130-131.
Сергей Васильевич Бондаренко
- доктор социологических наук (диссертация по теме "Социальная структура
виртуальных сетевых сообществ", 2004).
В 2000 году британским журналом "E-mmerce" был назван одним из наиболее
информированных ученых в сфере инновационных технологий.
Автор трех книг и свыше 70 научных статей (в том числе и на английском
языке) по проблематике социальных взаимодействий в киберпространстве и
противодействия коррупции.
Возглавляет независимую некоммерческую научно-исследовательскую организацию
"Центр прикладных исследований интеллектуальной собственности" (г. Ростов-на-Дону).
новости | тесты | статьи | словари | ссылки | форум |
С 05.02.2004 эту статью прочитали
человек (а).
Проект «Психология Интернета» © 20022005.