новости | тесты | статьи | словари | ссылки | форум |
Рунет, или российский сектор Всемирной сети Интернет, отличают стабильно высокие темпы роста на протяжении целого ряда лет. Несмотря на сложности в однозначной оценке численности пользователей Сети, к началу 2004 года в Рунете будет взаимодействовать от 5,5 до 12 миллионов человек. Такие показатели позволяют говорить о Рунете как о достаточно самостоятельном и многочисленном образовании.
Коммуникацию в Интернете отличает целый ряд значимых особенностей: общение протекает исключительно в письменной форме, традиционные невербальные и паравербальные языковые средства практически полностью отсутствуют, отсутствует непосредственный контакт между коммуникантами и достоверная информация об участниках общения. Особенности лексикона пользователей Интернета, иные правила построения связных высказываний и новые сценарии коммуникации составляют специфику Интернета как пространства общения.
В немногочисленных исследованиях лингвистических особенностей Сети речь зачастую идет о новизне тех или иных явлений, об их влиянии на поведение коммуникантов, однако очень редко можно встретить исследования, посвященные определенной коммуникативной стратегии, ее реализации в пространстве российского сектора Интернета.
Интересно отметить, что вслед за восторженными публикациями о принципиально новых возможностях Интернета, все чаще можно встретить работы, освещающие его отрицательные стороны. Так, английский филолог Норман Холланд отмечает, что при общении в Интернете люди регрессируют. В качестве доказательств он приводит такие черты интернет-пользователей, как болтливость, а также чрезмерная щедрость и открытость. Отечественный исследователь И.С. Шевченко отмечает склонность к ненормативному, отклоняющемуся поведению как одну из ключевых психологических особенностей пользователей. Действия и поступки человека в Сети вольно или невольно приобретают вербальное измерение. Коммуникация в форме письменного текста получает в Интернете онтологический статус, становится основой существования.
Очевидно, что, как и реальная коммуникативная среда, общение в Интернете не отмечено исключительно позитивной направленностью. Рано или поздно пользователь сталкивается с проявлениями вербальной агрессии, которые хотелось бы рассмотреть более подробно.
В интернет-общении активно используется компьютерный сленг. Новичок постоянно сталкивается с отдельными словами и целыми высказываниями, которые оказываются ему непонятны. Примечательно, что значительная часть компьютерных жаргонизмов – это не кальки англоязычных выражений, а своеобразные трансформации англоязычного выражения в его исходной форме. Такая трансформация часто сопровождается нарочитым искажением слова, что создает возможности для новых ассоциативных связей: сеть Compuserve называют "консервой", переносной компьютер (или laptop) – "лапой", электронная почта также известна как "мыло". Не редкость, когда в качестве основы для обыгрывания этих слов выступает обсценная и ненормативная лексика. Такие слова, как "нетварь" (сетевое программное обеспечение), "писицид" (своего рода суицид компьютера в результате действий пользователя) не редкость. Еще более агрессивными в русском компьютерном сленге являются наименования людей, работающих с компьютером. "Паскудник", "насильник", "некрофил", "сапог" - так обозначают программистов. Сильнее достается самому бесправному существу в Сети – конечному пользователю: "инвалид", "ламер", "усер", "юзверь", "юзверг".
Необходимость усвоения довольно внушительного пласта лексики становится довольно актуальной задачей для начинающего пользователя, так как уровень владения компьютерным сленгом определяет положение человека в иерархии сетевых сообществ. В чатах, на форумах и в текстах веб-сайтов жаргонизмы встречаются без всяких оговорок, с расчетом на то, что пользователь готов к их адекватному восприятию. Если это не так, он становится объектом насмешек и агрессии со стороны других пользователей.
Компьютерный жаргон весьма близок тайному языку. Недоступные непосвященным, жаргонизмы позволяют возводить некий барьер между новичками и профессионалами. Это вполне соответствует замкнутому характеру киберкультуры и реализует потребность компьютерщиков в аффилиации.
Пользователь, которому удалось преодолеть этот барьер, сталкивается с другими, весьма распространенными агрессивными коммуникативными стратегиями в Интернете: с флеймом, флудом и спамом.
Флейм представляет собой чрезвычайно многогранное явление. Так, его определяют как компьютерный аналог варварства, который, однако, является более сложным (Jon Katz). Если в реальной действительности вербальные атаки оппонентов с использованием любых средств порицаются, то в Сети они очень широко распространены. Наиболее общим определением флейма будет вербальная агрессивная реакция, вызванная сообщением собеседника, нарушающая принципы конструктивной дискуссии. Классическим примером может послужить следующий фрагмент обсуждения c форума, посвященного разработке веб-сайтов. Участники спорят о том, сколько стоит хороший сайт – аудитория разделилась на профессионалов и людей, которые сбивают цены, выполняя эту же работу дешевле. Неожиданно появляется некто, именующий себя CreativeAntivirus и провоцирует сообщество: "Наконец то мне стало ясно, что для Ярославля штука бачей это предел мечтания…хе хе…мелкопузики… ты думаешь сообщество обсуждающих здесь вопросы вебтехнологий за это время в чем то изменились?…..хе хе скорее укоренились…тоесть стали неизлечимыми…Всем даю последний шанс!". Новичок сразу испытывает на себе вербальную агрессию со стороны завсегдатаев: "еще придурок какой-то… скушно…." или "Так поделись с "коллегами по цеху" своими успехами… А то своим пупком гордиться может каждый". Тактика, избранная Антивирусом, тем не менее, заинтриговала некоторых участников форума, он же дает крайне туманные ответы. При явном несоответствии темы коммуникации заявленной в форуме, реакция на флейм вызывает целый поток высказываний.
Флейм – не просто ругань как способ выражения своих эмоций. Люди, которые в реальной действительности никогда не смогли бы позволить себе такое вербальное взаимодействие, в Сети считают себя героями, манифестирующими свободное общение. Пожалуй, Сеть представляет собой пространство, где любое высказывание способно вызвать волну негодования, будь то фраза в форуме или литературное произведение, предложенное на суд посетителей.
С другой стороны, можно отметить и ряд позитивных последствий популярности флейма: в частности, ряд изменений в коммуникации посредством электронной почты. В противовес торжествующему флейму, когда каждый человек слышит только себя, многие пользователи осознали, что при написании e-mail’a необходимо рассматривать коммуникацию как двусторонний процесс, поэтому многие из e-mail’ов стали более вежливыми, продуманными, учитывающими позицию адресата. Стоит также обратить внимание на явление, получившее название "троллинг". Это отправка в конференцию провокационных сообщений в надежде, что участники общения клюнут на них как на "приманку". Необоснованная вербальная агрессия заставляет сетевое сообщество, которое находилось буквально на гране распада, объединиться, чтобы достойно ответить агрессору.
Эффективных способов борьбы с флеймом практически не существует: в большинстве форумов агрессивные сообщения удаляются, а их авторам запрещают писать новые сообщения. Джон Сулер выдвигает гипотезу о том, что вербальная агрессия коммуникантов в Интернете объясняется желанием обрести идентичность, противопоставить себя диффузной массе, пусть и ценой негативной оценки (Suler, 1997, HTML document).
Аналогичную функцию, по-видимому, выполняет флуд – в этом случае тема форума заполняется ненужной, бесполезной информацией. С флудом мы также имеем дело в чатах, когда пространство общения заполняется потоком сообщений одного и того же содержания, отправляемых агрессивным пользователем. Флуд можно объяснить стремлением нового пользователя привлечь внимания участников общения или желанием досадить модератору ресурса.
Последствия спама как еще одной разновидности вербальной агрессии смогли ощутить на себе практически все пользователи электронной почты. Первоначально этим словом принято было обозначать рассылку нежелательных сообщений преимущественно рекламного характера по e-mail’у. В общем смысле можно определить спам как навязывание пользователю Интернета нерелевантной для него информации. Сегодня можно, например, манипулировать информацией о каком-либо сайте, которую собирает поисковая машина, чтобы обеспечивать ему высокую посещаемость. Это также является разновидностью спама.
Большинство участников интернет-общения оценивают спам крайне негативно. Примечательно, что к не менее агрессивной рекламе в средствах массовой информации (телевидение, радио) пользователи относятся более терпимо.
Об агрессивном характере спама можно говорить, исходя из коммуникативной установки многих сообщений. Зная о негативном отношении к спаму, его отправители используют различные стратегии, призванные обмануть пользователя. Чаще всего для этого используются манипуляции с темой письма. В ходе проведенного исследования было проанализировано более 100 сообщений. 22% электронных писем содержали ирритирующие заголовки, которые были направлены на маскировку рекламного характера сообщения. В качестве примеров можно привести следующие: "Хотите жить вечно?" (реклама лекарственного средства), "Как победить холод" (реклама отопительных систем) и даже "Как бороться со спамом?" (реклама услуг по рассылке). Спам пытается маскироваться под письма от друзей, рекомендации от коллег, запросы от клиентов. Вот лишь некоторые из таких тем: "От Екатерины", "Я же говорил, что это произойдет", "Я нашел то, что ты просил".
Борьба со спамом представляет собой крайне сложную задачу, поэтому на сегодняшний день гарантированного решения данной проблемы не существует. Имеются средства различного уровня, позволяющие снизить количество рекламных сообщений, однако очень часто вместе со спамом программа удаляет и информативные письма.
Рассмотренные коммуникативные стратегии позволяют взглянуть на интернет-общение более трезво. Специфические черты электронной коммуникации: анонимность, физическая непредставленность коммуникантов, свобода и открытость - порождают также и целый ряд негативных явлений. Причем масштабы этих явлений представляются вполне серьезными, а способы их корректировки находятся пока в лишь в стадии осмысления. Именно этим обусловлена необходимость изучения коммуникативного поведения пользователей Сети представителями различных дисциплин. Гуманитарные исследования смогут создать базу для разработки технических средств противостояния вербальной агрессии в Интернете.
Смирнов Федор Олегович - аспирант ЯГПУ. Окончил факультет иностранных языков в 2002 году. С 2001 года работает в сфере информационных технологий: проектирование и разработка веб-ресурсов, веб-программирование, создание информационного наполнения сайтов. Сфера научных интересов - лингвокультурные особенности Рунета как особой информационной среды, влияние компьютера и ИТ на языковое сознание.
новости | тесты | статьи | словари | ссылки | форум |
С 01.03.2004 эту статью прочитали
человек (а).
Проект «Психология Интернета» 20022004.