Чернов И.М. Психологические особенности долговременных Интернет-сообществ.
вниз


Чернов И.М.

Психологические особенности долговременных Интернет-сообществ

3-я Российская конференция по экологической психологии
(15-16 сентября 2003 г., Москва)
Секция 10. Психологические аспекты Интернет-среды. Доклад.

Обьектом длительного включенного наблюдения были Интернет-сообщества, образовавшиеся вокруг форумов на сайтах www.deafnet.ru и www.stihi.ru. Оба этих объединения пользователей можно считать долговременными (они существуют с 1999 года). Сам факт возможности существования долговременных самоорганизующихся Интернет-сообществ подвергался сомнению (Нестеров,2000), социальные и психологические последствия применения Интернет также оцениваются рядом авторов неоднозначно (Войскунский, 2000). Результаты наблюдений носят в основном качественный характер, но позволяют сформулировать некоторые утверждения, схемы и гипотезы, касающиеся образования долговременных Интернет-сообществ и их психологических особенностей.

Основным моментом развития Интернет-сообществ является вхождение в него новых членов, идентифицируемых никами. Отдельный индивид может иметь несколько ников, под одним ником может скрываться несколько индивидов Психологические изменения испытываемые отдельными людьми могут проявляться в смене ника. Совокупность ников образует коллективный субъект сообщества. Существование сформировавшегося сообщества от отдельных ников не зависит. Ник характеризуется временем своего существования, активностью в форуме или чате, а также своей ролью в форуме, и значением форума для них. По этим критериям все ники можно разделить на две основные группы: новички и ветераны.

Процесс формирования долговременного сообщества и переход его в стабильное состояние характеризуется изменением соотношения численности и активности новичков и ветеранов. В формировании Интернет-сообщества можно выделить начальную фазу, когда несколько человек, как правило хорошо знакомых друг с другом, по предшествующему реальному или виртуальному общению, создают новый сайт, на который хотят привлечь чем-то близких им людей. Они обсуждают темы, хорошо знакомые им по предыдущему общению, иногда даже специально создают конфликтные ситуации. По существу, это игра, с элементами театрального представления и карнавала. Однако, в отличие от реального театра, нет устойчивой границы между актерами и зрителями. И второе, все новоприбывшие встречаются уже с готовым контентом форума, который является ничем иным как овеществленной историей коллективного сотворчества. Именно гипертекстовая система, объединяющая сообщения и отклики за определенный период времени является той социальной материей, с которой самоидентифицируются, и в которую вступают новые члены сообщества. Она является необходимым, но недостаточным условием образования долговременного Интернет-сообщества.

Можно отметить несколько моментов, влияющих на этот процесс. Определенное значение имеет звучание домена, точнее его этонимические свойства. Рассматриваемые нами сообщества приобрели этонимы (стихоруяне и дифнетяне, или дифнетчики. Домены poezia, deaftime, deafcafe, оказались в этом отношении менее удачными.

Недостаточно удобными являются традиционные древовидные форумы, так как пользователи вынуждены тратить дополнительное время. Очень желательны возможность быстрой загрузки на одну страницу всех связанных с темой сообщений, возможность выбора и смены ника без дополнительной регистрации. Чаты, в отличие от форумов, фиксируют лишь кратковременную историю общения, и являются полидиалоговой, но не гипертекстовой системой.

Следует также отметить, что дизайн и контент сайта в целом, почти не оказывает влияния на формирование долговременных сообществ. Характерным моментом поведения пользователей является прямая навигация на форум, с минимумом внимания к новостям на главной странице.

О второй фазе развития интернет-сообщества можно говорить, когда основатели сообщества уходят в тень, и число сообщений оставляемых пользователями присоединившимися к существующей гипертекстовой системе начинает доминировать. При этом "старички", снижая свою активность не исчезают, продолжая наблюдать, и время от времени корректировать направление общения и сохранение традиций. Стабильное интернет-сообщество более чем на три четверти состоит из новичков, и только на одну пятую поддерживается ветеранами (рис. 1).

Сообщения пользователей по категориям (%)
рис.1. Сообщения пользователей по категориям

Рис.1 Сообщения пользователей по категориям

Механизмы вхождения в сообщество и закрепления групповой идентификации в таких сообществах также имеют определенные психологические отличия. Любой потенциальный член сообщества вначале становится читателем, или зрителем продуктов сотворчества закрепленных в гипертекстовой системе И либо теряет к ней интерес, либо испытывает потребность присоединиться к этому сообществу, для решения тех или иных волнующих проблем. И в определенный момент он должен преодолеть барьер, и оставить в форуме свое первое сообщение, утверждение или вопрос. И здесь возможно два пути.

Первый путь конформный: "а можно и мне тоже?". Второй внешне негативный, и агрессивный, в форме противопоставления себя сообществу, и даже прямого его оскорбления (так называемый троллинг). В любом случае, первое сообщение нового ника вызывает повышенное внимание старожилов. В первом случае новичок приветствуется и поощряется. Во втором сообщество защищается и возникает конфликт, в котором обе стороны демонстрируют все достоинства своего ума и языка. Но что характерно, через некоторое время конфликт угасает, а возмутили спокойствия становятся активными персонажами, и даже хранителями традиций сообщества. Ибо сам факт агрессии является своеобразной формой признания принадлежности к сообществу, небезразличия к нему, и желания привлечь к себе внимание.

Исходя из вышесказанного, можно определить долговременное: интернет-сообщество как замкнутую самоорганизующуюся и самовоспроизводящуюся группу ников, проявляющуюся в создании и воспроизводстве гипертекстовой системы. Следствия функционирования и развития такой системы - социальные и психологические изменения субъектов.

Замкнутость означает существование ряда ограничений на свободное вхождение в сообщество. И эти ограничения чисто психологического порядка. Так, первое из рассматриваемых сообществ - глухие пользователи Интернета. Для них характерен дефицит словесного общения за пределами Интернета, трудности в реализации такого общения в реальной жизни. Другой пример - интернет-сообщество поэтов. Здесь два аналогичных ограничения. Необходимо иметь потребность писать и обсуждать стихи. А также испытывать проблемы с обсуждением и оценкой их в реальной жизни.

Можно определить психологический спектр - характеристику интернет сообщества через 4 состояния (чуждость, новизна, удовольствие, равнодушие) и через 3 фазы перехода состояний (рис. 2).

Психологическая характеристика
долговременного Интернет-сообщества


рис.2. Психологическая характеристика ДИС

Рис.2 Психологическая характеристика ДИС
Ранги: 1 - Чуждость. 2 - Равнодушие. 3 - Удовольствие. 4 - Новизна

Первое состояние -чуждость, и первая фаза - преодоление отчуждения и переход от чтения контента к сотворчеству Это занимающая от нескольких дней до нескольких месяцев самоидентификация в сообществе. Второе состояние - новизна. Вторая фаза сопровождается изменением отношений, самооценок и самоощущений и длится до 2 лет. А также и психологическими новообразованиями, новыми механизмами творчества и общения. День за днем, иногда несколько раз в день, новички входят в форум, принимая участие в коллективном сотворчестве. Рано или поздно, все новички переходят в разряд ветеранов. Но как правило ветераны не становятся равнодушными к содержанию форума. Состояние ветеранов - удовольствие от участия в форуме, без дополнительных приобретений, с ощущением, что с ними это уже было. Переход в состояние равнодушия приводит к выходу из форума. Долговременные форумы характеризуются равновесием пополнения и выбытия, и количественным ростом основных групп субъектов. А также укреплением между ними связей, в том числе в офф-лайне.

Почему же долговременные интернет-сообщества являются такими привлекательными для многих пользователей? Во-первых они обладают психодинамическими свойствами (Чеботарева, 2002), что проявляется не только в психотерапевтическом эффекте, но и в развитии высших психических функций, аналогично детской игре. Психологические механизмы новообразований могут быть аналогичны театральной и детской игре. Во-вторых Интернет-сообщества действительно помогают решению проблем индивидов. Например для глухих характерны трудности общения в языковой среде. Многие дифнетчики отмечают, что участие в форуме помогло им в решении задач общения со слышащими.

По нашему мнению применительно к долговременным интернет-сообществам неверно говорить об аддикции или привыкании, ибо они приводят к прогрессивным изменениям личности, к улучшению социальной адаптации индивидов.

Об авторе

Чернов Игорь Маркович - Москва, В 1976 г. окончил факультет психологии МГУ. В настоящее время старший преподаватель факультета математики и информатики Государственной классической академии им. Маймонида. Поэт, шахматист. Сфера интересов - психология и информатика; e-mail: igormark@mail.ru

Список тезисов секции "Психологические аспекты Интернет-среды" (3-я Российская конференция по экологической психологии (Москва, 5-17 сентября 2003г.). Тезисы. М.: Психологический институт РАО, 2003. - 380с.)

  1. Аветисова А.А. ЗНАЧЕНИЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ В ОБЛАСТИ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ (на примере игровой онлайновой активности)
  2. Бабанин Л.Н., Войскунский А.Е., Нелипа О. В. АНАЛИЗ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ ВАЛИДНОСТИ КОМПЬЮТЕРИЗИРОВАННОГО ОПРОСНИКА ГЕНДЕРНОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ
  3. Войскунский А.Е., Митина О.В. МУЖЧИНА И ЖЕНЩИНА В ИНТЕРНЕТЕ: ГЕНДЕРНЫЕ РЕАЛИИ И СТЕРЕОТИПЫ
  4. Гарбер И.Е. СОЦИОТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КОЭВОЛЮЦИЯ ОБЩЕСТВА И НАУЧНОЙ ПСИХОЛОГИИ
  5. Дельцова И.А. ИНТЕРНЕТ КАК УСЛОВИЕ РАЗВИТИЯ НОВЫХ ФОРМ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ
  6. Инджиголян А.А. СОЦИОТИПЫ ПОЛЬЗОВАТЕЛЕЙ ИНТЕРНЕТ (на примере изучения студенческой аудитории Интернет в России и Казахстане)
  7. Кузьмина К.Е. ВЛИЯНИЕ КОМПЬЮТЕРИЗИРОВАННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА МЕЖЛИЧНОСТНЫЕ ОТНОШЕНИЯ В ЮНОШЕСКОМ ВОЗРАСТЕ
  8. Макалатия А.Г. МОТИВАЦИЯ В КОМПЬЮТЕРНЫХ ИГРАХ
  9. Носова О. И. ОБЩЕНИЕ И ДИДАКТИКА В ИНТЕРНЕТЕ: КОММУНИКАТИВНЫЕ АСПЕКТЫ ДИСТАНТНОГО ОБУЧЕНИЯ
  10. Поддьяков А.Н. ПРАВДОПОДОБИЕ И НЕПРАВДОПОДОБИЕ ВИРТУАЛЬНОЙ РЕАЛЬНОСТИ
  11. Травина Л.Л., Якубов Б.В., Ложкина Е.Р. ОПЫТ ПРОЕКТИРОВАНИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ СРЕДЫ СРЕДСТВАМИ ИНТЕРНЕТА
  12. Чернов И.М. ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ДОЛГОВРЕМЕННЫХ ИНТЕРНЕТ-СООБЩЕСТВ
обсудить статью на форуме сайта   переход к версии для печати
наверх
С 14.10.2003 эту статью прочитали человек (а).
about psynet.by.ru гостевая книга обратная связь email
назад вперед
rax.ru
Сайт создан в системе uCoz