Чернов И.М.
Психологические особенности долговременных Интернет-сообществ
3-я
Российская конференция по экологической психологии
(15-16 сентября 2003 г., Москва)
Секция 10. Психологические аспекты Интернет-среды.
Доклад.
Обьектом длительного включенного наблюдения были
Интернет-сообщества, образовавшиеся вокруг форумов
на сайтах www.deafnet.ru
и www.stihi.ru.
Оба этих объединения пользователей можно считать долговременными
(они существуют с 1999 года). Сам факт возможности
существования долговременных самоорганизующихся Интернет-сообществ
подвергался сомнению (Нестеров,2000), социальные и
психологические последствия применения Интернет также
оцениваются рядом авторов неоднозначно (Войскунский,
2000). Результаты наблюдений носят в основном качественный
характер, но позволяют сформулировать некоторые утверждения,
схемы и гипотезы, касающиеся образования долговременных
Интернет-сообществ и их психологических особенностей.
Основным моментом развития Интернет-сообществ является
вхождение в него новых членов, идентифицируемых никами.
Отдельный индивид может иметь несколько ников, под
одним ником может скрываться несколько индивидов Психологические
изменения испытываемые отдельными людьми могут проявляться
в смене ника. Совокупность ников образует коллективный
субъект сообщества. Существование сформировавшегося
сообщества от отдельных ников не зависит. Ник характеризуется
временем своего существования, активностью в форуме
или чате, а также своей ролью в форуме, и значением
форума для них. По этим критериям все ники можно разделить
на две основные группы: новички и ветераны.
Процесс формирования долговременного сообщества и переход его в стабильное состояние характеризуется изменением соотношения численности и активности новичков и ветеранов. В формировании Интернет-сообщества можно выделить начальную фазу, когда несколько человек, как правило хорошо знакомых друг с другом, по предшествующему реальному или виртуальному общению, создают новый сайт, на который хотят привлечь чем-то близких им людей. Они обсуждают темы, хорошо знакомые им по предыдущему общению, иногда даже специально создают конфликтные ситуации. По существу, это игра, с элементами театрального представления и карнавала. Однако, в отличие от реального театра, нет устойчивой границы между актерами и зрителями. И второе, все новоприбывшие встречаются уже с готовым контентом форума, который является ничем иным как овеществленной историей коллективного сотворчества. Именно гипертекстовая система, объединяющая сообщения и отклики за определенный период времени является той социальной материей, с которой самоидентифицируются, и в которую вступают новые члены сообщества. Она является необходимым, но недостаточным условием образования долговременного Интернет-сообщества.
Можно отметить несколько моментов, влияющих на этот
процесс. Определенное значение имеет звучание домена,
точнее его этонимические свойства. Рассматриваемые
нами сообщества приобрели этонимы (стихоруяне и дифнетяне,
или дифнетчики. Домены poezia, deaftime,
deafcafe, оказались в этом отношении менее
удачными.
Недостаточно удобными являются традиционные древовидные форумы, так как пользователи вынуждены тратить дополнительное время. Очень желательны возможность быстрой загрузки на одну страницу всех связанных с темой сообщений, возможность выбора и смены ника без дополнительной регистрации. Чаты, в отличие от форумов, фиксируют лишь кратковременную историю общения, и являются полидиалоговой, но не гипертекстовой системой.
Следует также отметить, что дизайн и контент сайта в целом, почти не оказывает влияния на формирование долговременных сообществ. Характерным моментом поведения пользователей является прямая навигация на форум, с минимумом внимания к новостям на главной странице.
О второй фазе развития интернет-сообщества можно
говорить, когда основатели сообщества уходят в тень,
и число сообщений оставляемых пользователями присоединившимися
к существующей гипертекстовой системе начинает доминировать.
При этом "старички", снижая свою активность не исчезают,
продолжая наблюдать, и время от времени корректировать
направление общения и сохранение традиций. Стабильное
интернет-сообщество более чем на три четверти состоит
из новичков, и только на одну пятую поддерживается
ветеранами (рис. 1).
Сообщения пользователей по категориям
(%)
Рис.1 Сообщения пользователей по категориям
Механизмы вхождения в сообщество и закрепления групповой идентификации в таких сообществах также имеют определенные психологические отличия. Любой потенциальный член сообщества вначале становится читателем, или зрителем продуктов сотворчества закрепленных в гипертекстовой системе И либо теряет к ней интерес, либо испытывает потребность присоединиться к этому сообществу, для решения тех или иных волнующих проблем. И в определенный момент он должен преодолеть барьер, и оставить в форуме свое первое сообщение, утверждение или вопрос. И здесь возможно два пути.
Первый путь конформный: "а можно и мне тоже?". Второй внешне негативный, и агрессивный, в форме противопоставления себя сообществу, и даже прямого его оскорбления (так называемый троллинг). В любом случае, первое сообщение нового ника вызывает повышенное внимание старожилов. В первом случае новичок приветствуется и поощряется. Во втором сообщество защищается и возникает конфликт, в котором обе стороны демонстрируют все достоинства своего ума и языка. Но что характерно, через некоторое время конфликт угасает, а возмутили спокойствия становятся активными персонажами, и даже хранителями традиций сообщества. Ибо сам факт агрессии является своеобразной формой признания принадлежности к сообществу, небезразличия к нему, и желания привлечь к себе внимание.
Исходя из вышесказанного, можно определить долговременное: интернет-сообщество как замкнутую самоорганизующуюся и самовоспроизводящуюся группу ников, проявляющуюся в создании и воспроизводстве гипертекстовой системы. Следствия функционирования и развития такой системы - социальные и психологические изменения субъектов.
Замкнутость означает существование ряда ограничений на свободное вхождение в сообщество. И эти ограничения чисто психологического порядка. Так, первое из рассматриваемых сообществ - глухие пользователи Интернета. Для них характерен дефицит словесного общения за пределами Интернета, трудности в реализации такого общения в реальной жизни. Другой пример - интернет-сообщество поэтов. Здесь два аналогичных ограничения. Необходимо иметь потребность писать и обсуждать стихи. А также испытывать проблемы с обсуждением и оценкой их в реальной жизни.
Можно определить психологический спектр - характеристику
интернет сообщества через 4 состояния (чуждость, новизна,
удовольствие, равнодушие) и через 3 фазы перехода
состояний (рис. 2).
Психологическая характеристика
долговременного Интернет-сообщества
Рис.2 Психологическая характеристика ДИС
Ранги: 1 - Чуждость. 2 - Равнодушие. 3 - Удовольствие.
4 - Новизна
Первое состояние -чуждость, и первая фаза - преодоление
отчуждения и переход от чтения контента к сотворчеству
Это занимающая от нескольких дней до нескольких месяцев
самоидентификация в сообществе. Второе состояние -
новизна. Вторая фаза сопровождается изменением отношений,
самооценок и самоощущений и длится до 2 лет. А также
и психологическими новообразованиями, новыми механизмами
творчества и общения. День за днем, иногда несколько
раз в день, новички входят в форум, принимая участие
в коллективном сотворчестве. Рано или поздно, все
новички переходят в разряд ветеранов. Но как правило
ветераны не становятся равнодушными к содержанию форума.
Состояние ветеранов - удовольствие от участия в форуме,
без дополнительных приобретений, с ощущением, что
с ними это уже было. Переход в состояние равнодушия
приводит к выходу из форума. Долговременные форумы
характеризуются равновесием пополнения и выбытия,
и количественным ростом основных групп субъектов.
А также укреплением между ними связей, в том числе
в офф-лайне.
Почему же долговременные интернет-сообщества являются такими привлекательными для многих пользователей? Во-первых они обладают психодинамическими свойствами (Чеботарева, 2002), что проявляется не только в психотерапевтическом эффекте, но и в развитии высших психических функций, аналогично детской игре. Психологические механизмы новообразований могут быть аналогичны театральной и детской игре. Во-вторых Интернет-сообщества действительно помогают решению проблем индивидов. Например для глухих характерны трудности общения в языковой среде. Многие дифнетчики отмечают, что участие в форуме помогло им в решении задач общения со слышащими.
По нашему мнению применительно к долговременным интернет-сообществам неверно говорить об аддикции или привыкании, ибо они приводят к прогрессивным изменениям личности, к улучшению социальной адаптации индивидов.
Об авторе
Чернов Игорь Маркович - Москва,
В 1976 г. окончил факультет психологии МГУ. В настоящее
время старший преподаватель факультета математики и
информатики Государственной классической академии им.
Маймонида. Поэт, шахматист. Сфера интересов - психология
и информатика; e-mail: igormark@mail.ru
Список тезисов секции "Психологические
аспекты Интернет-среды"
(3-я Российская конференция по экологической психологии
(Москва, 5-17 сентября 2003г.). Тезисы. М.: Психологический
институт РАО, 2003. - 380с.)
- Аветисова А.А. ЗНАЧЕНИЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ
В ОБЛАСТИ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ (на примере
игровой онлайновой активности)
- Бабанин Л.Н., Войскунский А.Е., Нелипа О. В.
АНАЛИЗ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ ВАЛИДНОСТИ
КОМПЬЮТЕРИЗИРОВАННОГО ОПРОСНИКА ГЕНДЕРНОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ
- Войскунский А.Е., Митина О.В. МУЖЧИНА И ЖЕНЩИНА
В ИНТЕРНЕТЕ: ГЕНДЕРНЫЕ РЕАЛИИ И СТЕРЕОТИПЫ
- Гарбер И.Е. СОЦИОТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КОЭВОЛЮЦИЯ
ОБЩЕСТВА И НАУЧНОЙ ПСИХОЛОГИИ
- Дельцова И.А. ИНТЕРНЕТ КАК УСЛОВИЕ РАЗВИТИЯ
НОВЫХ ФОРМ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ
- Инджиголян А.А. СОЦИОТИПЫ ПОЛЬЗОВАТЕЛЕЙ ИНТЕРНЕТ
(на примере изучения студенческой аудитории Интернет
в России и Казахстане)
- Кузьмина К.Е. ВЛИЯНИЕ КОМПЬЮТЕРИЗИРОВАННОЙ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА МЕЖЛИЧНОСТНЫЕ ОТНОШЕНИЯ В ЮНОШЕСКОМ
ВОЗРАСТЕ
- Макалатия А.Г. МОТИВАЦИЯ В КОМПЬЮТЕРНЫХ ИГРАХ
- Носова О. И. ОБЩЕНИЕ И ДИДАКТИКА В ИНТЕРНЕТЕ:
КОММУНИКАТИВНЫЕ АСПЕКТЫ ДИСТАНТНОГО ОБУЧЕНИЯ
- Поддьяков А.Н. ПРАВДОПОДОБИЕ И НЕПРАВДОПОДОБИЕ
ВИРТУАЛЬНОЙ РЕАЛЬНОСТИ
- Травина Л.Л., Якубов Б.В., Ложкина Е.Р. ОПЫТ
ПРОЕКТИРОВАНИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ
СРЕДЫ СРЕДСТВАМИ ИНТЕРНЕТА
- Чернов И.М. ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ДОЛГОВРЕМЕННЫХ ИНТЕРНЕТ-СООБЩЕСТВ
|