Кузьмина К.Е. Влияние компьютеризированной деятельности на межличностные отношения в юношеском возрасте.
вниз


Кузьмина К.Е.

Влияние компьютеризированной деятельности на межличностные отношения в юношеском возрасте

3-я Российская конференция по экологической психологии
(15-16 сентября 2003 г., Москва)
Секция 10. Психологические аспекты Интернет-среды. Доклад.

Теоретический анализ подходов к исследованию вопроса о влиянии компьютеризированной деятельности на психику показал, что компьютерные технологии являются новым средством (орудием) опосредования деятельности, а сама компьютеризированная деятельность выступает средством опосредования внутреннего мира человека, его мировосприятия и мироощущения, что находит отражение в своеобразной картине мира профессиональных пользователей компьютерных технологий, своего рода "компьютерном сознании" (Тихомиров O.K., 1993).

Выступая одновременно внешним и внутренним психологическим орудием, компьютерные технологии изменяют психологические характеристики самого субъекта компьютеризированной деятельности на уровне субъекта деятельности, субъекта познания, субъекта общения, вызывая различного рода изменения (линейные и нелинейные, позитивные и негативные, существенные и несущественные) в познавательной, мотивационной, эмоциональной сферах личности.

В частности, компьютеризация создает специфическое пространство социального взаимодействия юноши или подростка, включенного в компьютеризированную деятельность.

Современные компьютерные технологии создают условия для более раннего по сравнению со сверстниками включения юноши и подростка в социальную деятельность: компьютер - современное орудие труда, современное орудие производства, которым уже владеет подросток, юноша; посредством Интернета тот же юноша, подросток может участвовать в экономической, культурной, политической, научной и др. жизни общества. В компьютеризированной деятельности у него формируются свойства человека-деятеля, что связано с очень высоким уровнем процессов моделирования, целеполагания, планирования и контроля при "переводе" практической задачи на язык компьютерных технологий. Все это способствует более раннему овладению социальными видами деятельности подростками и юношами, активно включенными в компьютеризированную деятельность.

Оказывая развивающее воздействие на интеллектуальные способности, способности к деятельности, компьютеризированная деятельность может подавлять сферу межличностного взаимодействия, ограничивая реальные социальные контакты. Чрезмерное пребывание за компьютером в ущерб всему остальному, трудности в установлении и поддержании межличностных отношений из-за особенностей мировосприятия и познавательных процессов, обусловленных взаимодействием с виртуальной реальностью компьютерных технологий, приводят к упрощению системы отношений "человек - человек" у юношей и подростков, включенных в компьютеризированную деятельность. В личностном развитии у них преобладают характеристики человека-деятеля и плохо развиты свойства человека-субъекта социальных взаимоотношений, в частности, навыки интимно-личностного взаимодействия, опирающегося на аффективную сферу.

Исследование категориальных структур сознания (методом личностного семантического дифференциала), определяющих смысловые установки по отношению к другому как к партнеру по взаимодействию-общению, выявило меньшую значимость навыков социального взаимодействия для опытных пользователей компьютерных технологий по сравнению со сверстниками. Они менее осведомлены во всех тонкостях человеческих взаимоотношений, все происходящее склонны оценивать логически, рационально, с помощью мыслительных операций, что не всегда приемлемо для межличностных отношений.

У опытных пользователей компьютерных технологий восприятие и понимание другого и взаимодействие с ним подчиняются ценностной ориентации личности на активное достижение в деятельности, а у неопытных пользователей компьютерных технологий - ценностной ориентации на продолжение отношений. В ценностном образе другого у опытных пользователей компьютерных технологий доминируют деловые качества, ориентация на успех и достижение, активность, интеллект, выступая основным регуляторами межличностных отношений, что выражается в форме их чувствительности к оценке образа другого, прежде всего, как субъекта-деятеля.

Слабая дифференциация компонентов эмоционально-чувственной сферы при категоризации другого свидетельствует о низком уровне рефлексии и осознанности данной сферы человеческого бытия, вырождении её регулятивной функции. В организации межличностного взаимодействия, являющегося в юношеском и подростковом возрастах особым условием и основой индивидуальной проработки жизненного опыта, снижается роль эмоционально-чувственного компонента.

Выше описанные особенности сознания опытных пользователей компьютерных технологий влияют на освоение и понимание ими социально-нормативных отношений в целом. Так, например, изменяются полоролевой компонент социализации, общение со сверстниками, профессиональное самоопределение, выбор способов достижения целей индивидуального развития и др.

Выше сказанное позволяет сделать вывод о том, что компьютеризированная деятельность выступает новым существенным условием социализации личности, которое реально может выступить в роли особого психологического фактора, действие которого задает ряд перспектив и ограничений в личностном развитии.

Об авторе

Кузьмина К.Е. - Смоленск, СГПУ, ассистент кафедры психологии, кандидат психологических наук.

Список тезисов секции "Психологические аспекты Интернет-среды" (3-я Российская конференция по экологической психологии (Москва, 5-17 сентября 2003г.). Тезисы. М.: Психологический институт РАО, 2003. - 380с.)

  1. Аветисова А.А. ЗНАЧЕНИЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ В ОБЛАСТИ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ (на примере игровой онлайновой активности)
  2. Бабанин Л.Н., Войскунский А.Е., Нелипа О. В. АНАЛИЗ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ ВАЛИДНОСТИ КОМПЬЮТЕРИЗИРОВАННОГО ОПРОСНИКА ГЕНДЕРНОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ
  3. Войскунский А.Е., Митина О.В. МУЖЧИНА И ЖЕНЩИНА В ИНТЕРНЕТЕ: ГЕНДЕРНЫЕ РЕАЛИИ И СТЕРЕОТИПЫ
  4. Гарбер И.Е. СОЦИОТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КОЭВОЛЮЦИЯ ОБЩЕСТВА И НАУЧНОЙ ПСИХОЛОГИИ
  5. Дельцова И.А. ИНТЕРНЕТ КАК УСЛОВИЕ РАЗВИТИЯ НОВЫХ ФОРМ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ
  6. Инджиголян А.А. СОЦИОТИПЫ ПОЛЬЗОВАТЕЛЕЙ ИНТЕРНЕТ (на примере изучения студенческой аудитории Интернет в России и Казахстане)
  7. Кузьмина К.Е. ВЛИЯНИЕ КОМПЬЮТЕРИЗИРОВАННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА МЕЖЛИЧНОСТНЫЕ ОТНОШЕНИЯ В ЮНОШЕСКОМ ВОЗРАСТЕ
  8. Макалатия А.Г. МОТИВАЦИЯ В КОМПЬЮТЕРНЫХ ИГРАХ
  9. Носова О. И. ОБЩЕНИЕ И ДИДАКТИКА В ИНТЕРНЕТЕ: КОММУНИКАТИВНЫЕ АСПЕКТЫ ДИСТАНТНОГО ОБУЧЕНИЯ
  10. Поддьяков А.Н. ПРАВДОПОДОБИЕ И НЕПРАВДОПОДОБИЕ ВИРТУАЛЬНОЙ РЕАЛЬНОСТИ
  11. Травина Л.Л., Якубов Б.В., Ложкина Е.Р. ОПЫТ ПРОЕКТИРОВАНИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ СРЕДЫ СРЕДСТВАМИ ИНТЕРНЕТА
  12. Чернов И.М. ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ДОЛГОВРЕМЕННЫХ ИНТЕРНЕТ-СООБЩЕСТВ
обсудить статью на форуме сайта   переход к версии для печати
наверх
С 22.09.2003 эту статью прочитали человек (а).
about psynet.by.ru гостевая книга обратная связь email
назад вперед
rax.ru
Сайт создан в системе uCoz