Бабанин
Л. Н., Войскунский А.Е., Нелипа О.В.
Анализ экологической валидности компьютеризированного
опросника гендерной идентичности.
3-я
Российская конференция по экологической психологии
(15-16 сентября 2003 г., Москва)
Секция 10. Психологические аспекты Интернет-среды.
Доклад.
Психологические методики являются основным средством получения научного эмпирического психологического знания. Методики опосредствуют профессиональную деятельность психолога, являются орудиями его профессиональной деятельности. Одним из мощнейших источников трансформации существующих и разработки новых методик являются компьютеры. Интернет и связанные с ними новые информационные технологии. Использование компьютерных методик становится модным.
Однако даже самое точное воспроизведение традиционной психологической методики на компьютере приводит к изменениям в ней, следствием чего является нетождественность компьютеризированного варианта исходному. Это относится даже к таких простым по структуре методикам, как опросники: меняется психологическая ситуация опроса, форма предъявления текстов, способ регистрации ответов, накладываются дополнительные ограничения на процедуру опроса. Поэтому актуальна задача анализа компьютерных вариантов методик, в том числе и в тех ситуациях, когда эти методики распространяются посредством Интернета.
Одной из проблем является определение эквивалентности различных способов применения психологических методик опросникового типа; традиционное заполнение "с помощью карандаша и бумаги", или заполнение опросника на экране компьютера, в том числе если опросник передан респонденту посредством E-mail и, значит, респондент не контактирует с психологом лично. Традиционное - "с помощью карандаша и бумаги" - заполнение опросника мы называем "экологичным но разработке", т.к.
большинство опросников разрабатывалось именно для такого способа заполнения. В этом случае респондент контактирует лично с психологом или его ассистентом, они находятся в определенной ситуации общения, в той или иной степени естественной для респондента.
Заполнение опросника, полученного по электронной почте, совершается в иной ситуации, когда нет прямого общения с психологом. Применение современных информационных технологий в психодиагностике и к экспериментальной психологии может вести к актуализации иных мотивационных и познавательных установок, нежели те, которые актуализируются в традиционных условиях. В частности, следует учитывать, что в ряде случаев присланный по электронной почте опросник может заполняться респондентом в домашней или в привычной профессиональной обстановке, в удобное время и без визуального контроля со стороны других людей. В будущем по мере интериоризации новых информационных технологий этот способ может стать "экологичным по ситуации" способом заполнения.
Для конкретной методики трудно заранее утверждать, насколько эквивалентными окажутся традиционный и компьютеризированный варианты. Часто отличия не наблюдаются, но иногда неэквивалентность проявляется вполне явственно (Арестова и др., 1995, Бабанин и др., 2003). В ряде исследований установлена неэквивалентность для методик, имеющих отношение к таким психологическим параметрам, как потребность в достижении, самооценка, локус контроля. Конструктная валидность и надежность нарушаются при компьютеризированном исследовании особых групп испытуемых: детей, престарелых, больных, заключенных. Поэтому рекомендуется при компьютеризации методики провести исследование на эквивалентность ее компьютерного варианта традиционному.
Нами был эмпирически проанализирован вопрос об эквивалентности компьютерного и традиционного вариантов опросника гендерной (поло-ролевой) идентичности Сандры Бем в адаптации М.В. Бураковой (Буракова, 2000). Гендер - это различия между мужчинами и женщинами, определяемые не биологическими, а культурными и социальными факторами. Факторы, которые определяют гендерный тип конкретного субъекта, принято называть "маскулинность" и "фемининность".
В настоящее время маскулинность и фемининность рассматриваются не как противоположные полюса одной шкалы, а как два независимых измерения. Поэтому выделяются четыре типа гендерной идентичности: андрогинный, маскулинный, фемининный и недифференцированный.
К маскулинному типу относятся лица, у которых параметр маскулинности существенно превышает параметр фемининности, у фемининного типа отношение этих параметров противоположно. К андрогинному типу относят лиц с примерно равными и высокими значениями этих параметров, о них часто говорят, что они "обладают лучшими чертами фемининного и маскулинного типов". Остальных лиц относят к недифференцированному типу. Конкретный человек может относиться к одному из этих типов независимо от его биологического пола. Отметим, что определение гендерного типа проводится в соответствии с самооценкой испытуемых. Однако актуальная самооценка не является абсолютно стабильной, она может зависеть от разных условий, в том числе от конкретной психологической ситуации.
В нашем исследовании участвовало 82 испытуемых в возрасте от 18 до 49 лет, половина из них мужчины, половина - женщины. Применялась простая кроссиндивидуальная схема. Каждый испытуемый дважды заполнял опросник (традиционным способом и с помощью E-mail), половина из них начинала с традиционного способа, половина - с заполнения опросника, полученного по электронной почте. Между двумя заполнениями опросника С. Бем каждым из испытуемых проходило не менее месяца.
В эксперименте получены следующие результаты. Основной результат состоит в том, что при сравнении заполненных испытуемыми опросников (для каждого испытуемого - два варианта) достоверных различий между ними по основным показателям не обнаружено.
При этом наметилась тенденция к уменьшению доли фемининных респондентов при заполнении опросника посредством E-mail. Интересен вопрос о соотношении биологического пола и гендерной идентичности при анализе заполнения опросника в разных условиях. Здесь тоже статистически достоверных результатов не было получено, но в условиях опроса по E-mail у обоих полов несколько уменьшилась доля фемининных респондентов. Кроме того, в проведенном исследовании оказалось, что если при традиционном опросе доля полотипичных (фемининных) женщин значительно превышает долю полотипичных (маскулинных) мужчин, то при переходе к опросу по E-mail это различие существенно уменьшается.
Рассмотрим теперь анализ отдельных пунктов опросника. В женской выборке достоверная разница получена только по пункту "Добросовестная", а в мужской - по пунктам "Добросовестный", "Сострадательный", "Дружелюбный", "Полезный для других". Все изменения произошли в сторону увеличения среднего значения при опросе по E-mail. По поводу пункта "Добросовестный" можно высказать предположение, согласно которому новые информационные технологии настраивают человека на деловой лад и тем самым смещают ответы испытуемых. Стоит заметить, что данный пункт в опроснике С. Бем - единственный, по поводу которого можно утверждать, что он относится к деловым характеристикам респондента. Высказанное предположение было бы интересно детально проверить в дальнейших исследованиях.
В итоге установлена общая эквивалентность компьютерного варианта опросника гендерной идентичности С. Бем (в адаптации М.В. Бураковой) традиционному варианту, т.е. применительно к данной методике установлена экологическая валидность опроса посредством E-mail.
Об авторах
Бабанин Л.Н. - Москва, факультет психологии
МГУ им. М.В.Ломоносова, старший преподаватель.
Войскунский А.Е. - Москва, факультет психологии
МГУ им. М.В.Ломоносова, научный сотрудник, кандидат
психологических наук.
Нелипа О.В. - Москва, факультет психологии МГУ им.
М.В.Ломоносова, психолог.
Список тезисов секции "Психологические
аспекты Интернет-среды"
(3-я Российская конференция по экологической психологии
(Москва, 5-17 сентября 2003г.). Тезисы. М.: Психологический
институт РАО, 2003. - 380с.)
- Аветисова А.А. ЗНАЧЕНИЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ
В ОБЛАСТИ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ (на примере
игровой онлайновой активности)
- Бабанин Л.Н., Войскунский А.Е., Нелипа О. В.
АНАЛИЗ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ ВАЛИДНОСТИ
КОМПЬЮТЕРИЗИРОВАННОГО ОПРОСНИКА ГЕНДЕРНОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ
- Войскунский А.Е., Митина О.В. МУЖЧИНА И ЖЕНЩИНА
В ИНТЕРНЕТЕ: ГЕНДЕРНЫЕ РЕАЛИИ И СТЕРЕОТИПЫ
- Гарбер И.Е. СОЦИОТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КОЭВОЛЮЦИЯ
ОБЩЕСТВА И НАУЧНОЙ ПСИХОЛОГИИ
- Дельцова И.А. ИНТЕРНЕТ КАК УСЛОВИЕ РАЗВИТИЯ
НОВЫХ ФОРМ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ
- Инджиголян А.А. СОЦИОТИПЫ ПОЛЬЗОВАТЕЛЕЙ ИНТЕРНЕТ
(на примере изучения студенческой аудитории Интернет
в России и Казахстане)
- Кузьмина К.Е. ВЛИЯНИЕ КОМПЬЮТЕРИЗИРОВАННОЙ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА МЕЖЛИЧНОСТНЫЕ ОТНОШЕНИЯ В ЮНОШЕСКОМ
ВОЗРАСТЕ
- Макалатия А.Г. МОТИВАЦИЯ В КОМПЬЮТЕРНЫХ ИГРАХ
- Носова О. И. ОБЩЕНИЕ И ДИДАКТИКА В ИНТЕРНЕТЕ:
КОММУНИКАТИВНЫЕ АСПЕКТЫ ДИСТАНТНОГО ОБУЧЕНИЯ
- Поддьяков А.Н. ПРАВДОПОДОБИЕ И НЕПРАВДОПОДОБИЕ
ВИРТУАЛЬНОЙ РЕАЛЬНОСТИ
- Травина Л.Л., Якубов Б.В., Ложкина Е.Р. ОПЫТ
ПРОЕКТИРОВАНИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ
СРЕДЫ СРЕДСТВАМИ ИНТЕРНЕТА
- Чернов И.М. ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ДОЛГОВРЕМЕННЫХ ИНТЕРНЕТ-СООБЩЕСТВ
|