новости | тесты | статьи | словари | ссылки | форум |
Существенной особенностью современных процессов глобализации является рост масштабов применения новых информационных технологий в жизни общества. Особая роль в этом процессе принадлежит глобальной сети Интернет, которая, являясь специфическим интерактивным средством массовой коммуникации, уже активно используется в политической жизни общества.
Проблематика изучения состава аудитории российского Интернета как специфической группы населения с 1998 года привлекают внимание социологов и политологов.
Но, несмотря на обилие литературы, посвященной тем или иным аспектам заявленной темы, автору практически не известны научные работы, в которых бы исследовалась вопросы восприятия Интернета в студенческой среде, зависимости между активностью в Интернете и политической активностью в обыденной жизни.
Цель исследования – изучить восприятие Интернета в студенческой среде, выявить зависимости между активностью в Интернете и политической активностью в обыденной жизни.
Теоретической и методологической основой работы являются принципы современной аналитической политической теории и политической науки. Автор опирался на результаты первых социологических исследований аудитории Интернета, проведенные в России в 1998/99-х гг. исследовательскими компаниями КОМКОН-Вектор, Gallup Ltd, Gallup Media, агентством monitoring.ru и фондом "Общественное мнение"
В качестве метода в исследовании был использован анкетный опрос. Опрос проводился в 2003 году в студенческой среде (возраст респондентов - 18-22 г.). Бланк опроса был размещен на сайте: http://psynet.carfax.ru/. Респондентам была предложена анкета, включающая: 1) 9 незаконченных предложений; 2) 14 закрытых и полузакрытых вопросов. При составлении анкеты были выборочно использованы вопросы из разработанной Жичкиной А.Е. и Щепилиной Е.А. методики выявления отношения к Интернету "Незаконченные предложения" [1] , а также материалы сайтов "Голос Народа" [2] и "Фонд Общественное Мнение" [3] . Количество респондентов – 128.
Исследование проверяло несколько гипотез:
Анализ первой части анкеты, основанной на методике неоконченных предложений показал, что можно выделить следующие группы в общем восприятии Интернета и целях его использования:
Таким образом, для большинства наших респондентов Интернет – это, прежде всего источник получения информации, канал коммуникации и получения удовольствия.
Сайты для респондентов имеют 3 основные оценки:
Следует отметить, что отрицательных оценок гораздо больше положительных. Основное внимание акцентируется на бесполезности большинства сайтов, бездарности веб-дизайна, засилии порнографии и рекламы.
С помощью четвертого вопроса выяснилось, что информации в Интернете очень много, она интересная, полезная, доступная, свежая, но порой неправдоподобная и противоречивая. Также, нужную информацию сложно найти, она крайне неструктурированна.
Для того, чтобы найти информацию по какому-нибудь вопросу, основная часть респондентов заходит в Интернет, и ищет ее с помощью поисковых сервисов (часто называются конкретные сайты) или спрашивает на форуме. Очень редко были ответы – "обращаюсь к друзьям, обращаюсь к Интернету во вторую очередь, редко обращаюсь к Интернету".
Люди в Интернете:
Как можно заметить, преобладают отрицательные и нейтральные оценки. Оказалось, у пользователей Интернета есть некоторый критерий оценки друг друга – если пользователи уже знакомы и являются виртуальными собеседниками, то уровень оценки будет высок, и при этом большинство респондентов воспринимают собеседников как реальных людей. Но при оценке незнакомцев респонденты наделяют их негативными качествами.
Анализ второй части анкеты, в которую были включены закрытые и полузакрытые вопросы, показал, что основная масса респондентов имеет средний стаж использования Интернета 1-4 года (60%), малый стаж – до года – 16%, и от 4 лет и более – 24%.
Половина респондентов имеет возможность проводить в Интернете до 5 часов в неделю, немного менее половины (43%) – до 40 часов, и более 40 часов – всего 7%.
Как и предполагалось, основная цель использования Интернета – образование (77%). Также среди часто встречающихся ответов – для общения (59%), удовольствия (50%), узнаю новости – 42%. В первую очередь, Интернет воспринимается пользователями как склад информации (82%), во вторую – как канал общения (50%) и местом отдыха и развлечения (45%).
Тематика сайтов, интересующая респондентов, не оказалась удивительной. На первом месте – почтовые сервисы (62%), далее музыка (52%), развлекательные (45%), образовательные (44%), и новостные (36%). Политические сайты занимают 10 место (21%).
По частоте посещения новостных сайтов можно выделить 3 группы пользователей – пассивные (очень редко или никогда не посещал) 31%, активно-пассивные (иногда) 35%, активные (часто и достаточно часто) – 34%.
При выборе объективности политических новостей 27% респондентов высказывают доверие и Интернету и ТВ. ТВ доверяют 23%, и Интернету 20%. Политические новости не интересуют лишь 10% ответивших. Таким образом, 70% респондентов доверяют полученной с помощью Интернета и ТВ новостям.
По частоте посещения политических сайтов можно выделить 2 группы пользователей: пассивные (78%) и активные (22%).
По мнению студенчества, в Интернете больше всего не хватает грамотности (34%), справочных ресурсов (32%), образовательных ресурсов (29%), порталов с максимум информации (26%), тематических научных ресурсов (24%), литературы (22%) и аналитики (20%). Достаточно мала доля развлекательных ресурсов (10%), и политических ресурсов (7%). 13% считают, что всего более чем достаточно.
Парадоксальная ситуация с очень большим процентом желающих проголосовать на ближайших выборах – 63%, при отказавшихся 24% и не определившихся 13%.
Политические пристрастия таковы – 29% проголосует за "Единую Россию", 19% - СПС, ЛДПР – 9%. Против всех – 17%, не пойдут на выборы 15% респондентов.
Подавляющее большинство относятся к В.В.Путину удовлетворительно и лучше – 86%, плохо и очень плохо – только 5%, при затруднившихся дать ответ 9%.
К законам РФ в общем относятся положительно 40%, но 49% они не устраивают. Не интересует эта проблема лишь 1% ответивших.
Теперь рассмотрим выявленные закономерности и особенности в ответах респондентов.
1. Зависимость между стажем пребывания в Интернете и затраченным на него временем (часов в неделю).
Выявилась такая закономерность – чем больше стаж, тем больше времени человек проводит в сети. Например, среди респондентов со стажем до 1 года никто не тратит на Интернет более 20 часов, в то время из респондентов со стажем больше 4 лет таких пользователей больше трети – 37%.
2. Зависимость между активностью посещаемости новостных сайтов и посещаемостью политических сайтов, а также уровнем доверия Интернету и ТВ, как источнику новостей.
Выявленные закономерности:
а) чем активней посещаемость новостных сайтов, тем меньше незаинтересованность политическими новостями (17% - у редко посещающих, всего 2% - у часто посещающих);
б) чем активней посещаемость новостных сайтов, тем больше доверия Интернету, и меньше ТВ, как источнику новостей. (пример – из активных посетителей 33% доверяют Интернету, и 14% - ТВ);.
в) примерно одинаковое количество респондентов не доверяют ни Интернету, ни ТВ;.
г) Чем активней посещаемость новостных сайтов, тем больше посещаемость сайтов по политической тематике (98% из редко посещающих новостные сайты респондентов не посещают политические сайты, по сравнению с 60% активных посетителей).
3. Зависимость между стажем пребывания в Интернете и посещаемостью политических сайтов; желанием придти на ближайшие выборы; партийными предпочтениями; оценки работы В.В. Путина; удовлетворённостью законами РФ.
Выявленные закономерности:
а) посещаемость политических сайтов примерно одинаково низка у всех групп респондентов;
б) самый большой процент нежелающих придти на выборы у респондентов со стажем больше 4 лет (32%), и, также самый низкий процент не определившихся – 13%;
в) у респондентов со стажем больше 4 лет больше всего процент желающих проголосовать за СПС на выборах в Государственную Думу РФ – 32%, и, также, самый большой процент нежелающих придти на выборы – 21%;
г) у респондентов со стажем больше 4 лет больше всего процент полностью удовлетворённых законами РФ – 6% (в других группах – 0% и 3%), и, также, самый большой процент не определившихся – 16% (другие группы – 0% и 11%).
4. Зависимость между количеством времени, проводимом в Интернете и посещаемостью политических сайтов; желанием придти на ближайшие выборы; партийными предпочтениями; оценки работы В.В. Путина; удовлетворённостью законами РФ.
Выявленные закономерности:
а) активность посещаемости сайтов по политической тематике слабо связана с затраченным на Интернет временем;
б) у активно использующих Интернет респондентов (более 20 часов в неделю), наименьший процент желающий идти на ближайшие выборы - 36% (первые две группы – до 5 часов и до 20 часов – 22% и 15 % соответственно);
в) у активно использующих Интернет респондентов самый большой процент нежелающих придти на выборы – 33%, и голосование "против всех" – также 33%;
г) у активно использующих Интернет респондентов самый большой процент респондентов, оценивающих отрицательно работу В.В.Путина на посту президента РФ – 9% (в других группах – 4% и 6%), самый большой процент не определившихся – 18%;
д) у неактивных пользователей (до 5 часов) и пользователей со средней активностью (до 20 часов) примерно одинаково большой процент положительно оценивающих работу В.В.Путина – 86%-87%.
5. Зависимость между активностью посещаемости политических сайтов и желанием придти на ближайшие выборы; партийными предпочтениями; оценки работы В.В. Путина; удовлетворённостью законами РФ.
Выявленные закономерности:
а) чем активней посещаемость сайтов по политической тематике, тем больше желающий придти на ближайшие выборы – 92% (!!), по сравнению с 55% не посещающих респондентов;
б) среди активно посещающих политические сайты респондентов 52% хотят проголосовать за "Единую Россию", эта партия лидер и у не посещающих политические сайты респондентов – но с 18%. Очень большой процент в обеих группах респондентов, которые будут голосовать против всех – 19% и 23%, а также тех, кто не пойдёт на выборы среди пассивных посетителей – 25%;
в) среди активно посещающих политические сайты респондентов 16% неудовлетворительно оценивают работу В.В.Путина на посту президента, по сравнению с 2% у не посещающих политические сайты респондентов.
Первая часть опроса:
Вторая часть опроса:
Следует отметить, что теоретически Интернет безусловно способен играть большую роль в политической жизни. Новые технологии дают уникальные возможности быстрого распространения информации, интерактивности и участия масс в сетевой жизни (и как читателей, и как авторов). К тому же высокое качество Интернет-аудитории делает ее благодатной средой для восприятия и распространения свежих идей.
Тем не менее на данный момент нет оснований говорить не только о каком-либо политическом влиянии Рунета на российских пользователей, и студенческой аудитории в частности, но даже о значимом интересе к политике с их стороны. Большинство Интернет-пользователей ограничиваются относительно регулярным посещением новостных ресурсов, причем по косвенным признакам можно заключить, что потребление в онлайне значительного объема политической информации есть лишь реализация одной из коммуникативных возможностей Сети, а не форма политического участия.
Собственно политический сегмент Рунета развит значительно слабее информационного. Он состоит из скопления отдельных ресурсов, значительная часть которых является либо онлайновыми представительствами оффлайновых структур и игроков, либо временными проектами, ориентированными опять же на решение преимущественно оффлайновых задач. Политического сегмента Рунета как самостоятельной сети (или нескольких сетей) ресурсов, их авторов и постоянных посетителей на данный момент не существует.
Низкая популярность политической тематики в Рунете объясняется во многом отсутствием очевидных результатов политической активности в Сети. Несмотря на облегчение доступа к информационным потокам и ускорение самих этих потоков, Интернет на практике пока не упростил обратную связь между обществом и властью — высказываемые в онлайне мнения и идеи, как правило, не выходят за пределы сетевого сообщества. Для наиболее амбициозной части пользователей Интернета важно и то, что подобная активность не дает никаких очевидных карьерных перспектив.
Но все же главная причина политической пассивности российского студенчества, похоже, находится не внутри Интернета, а вне него. Усталость от политики, отсутствие реальных дискуссий по политическим проблемам, а также идущих снизу политических инициатив и проектов, персонификация национальной политики в фигуре Президента — все эти тенденции отчетливо прослеживаются не только в Рунете. Апатия молодежи обусловлена в первую очередь не какими-то специфическими характеристиками Интернета, а социально-психологическим состоянием общества в целом.
Тесная связь социальных процессов в Интернете с происходящим вне его, в "оффлайне", показывает, что развитие политического сегмента Рунета во многом зависит от политической "температуры" в стране. Рост политической активности молодежи и их интерес к политике маловероятен без плюрализации российской политической жизни в целом и усиления публичной политической конкуренции.
[1] http://psynet.carfax.ru/tests/nez2.htm
Киселёв А.А. Молодежь и Интернет // Сборник материалов семинара «Проблемы и перспективы ювенальных исследований в Краснодарском крае» (г. Краснодар, 9 апреля 2005, Центр ювенальных исследований Института экономики и управления КГМА).
Киселёв Алексей Александрович - аспирант каф. государственной политики и государственного управления, ф-т Управления и Психологии, Кубанский Государственный Университет, г. Краснодар.
новости | тесты | статьи | словари | ссылки | форум |
С 05.12.2005 эту статью прочитали
человек (а).
Проект «Психология Интернета» © 20022006.