новости | тесты | статьи | словари | ссылки | форум |
В работах О.К. Тихомирова, А.Е Войскунского и других исследователей рассматриваются два вида взаимодействия: общение между людьми, опосредствованное информационными технологиями, и общение человека с компьютером как со специфическим "партнером". Авторы отмечают трансформацию "образа партнера" по общению и возникновение феномена персонификации (анимизации) компьютера как явление, имеющее амбивалентный характер, проявляющееся как в позитивном, так и негативном планах. Создание персонифицированного образа компьютера может быть признанным целесообразным в обучении, на начальных стадиях освоения компьютера [6]. Как в отечественной, так и в зарубежной психологии показано, что степень персонификации в основном зависит от стажа работы на ПК, субъективной оценки своей компетентности или статуса, личностных качеств пользователей (интровертности-экстравертности), антропоморфных особенностей программного интерфейса и др. [1,5].
Целью данного исследования явилось изучение влияние на степень персонификации уровня владения информационными технологиями (ИТ). Проведенный дисперсионный анализ показал, что данная зависимость существует и значима на 1% уровне (объем выборки составил 569 чел.).
Рассматривая диалог человека с компьютером, мы опирались на методологический принцип общения как субъект-субъектного взаимодействия, теоретически и экспериментально разрабатываемый А.В. Брушлинским, Б.Ф. Ломовым, В.Н.Мясищевым, который был развит А.Е. Войскунским для общения, опосредствованного информационными технологиями [2]. Персонификация компьютера рассматривалась как динамичный процесс, включающим в себя обратную связь с элементами коммуникации и взаимодействия от объекта восприятия (компьютера) к субъекту (пользователю). Исходя из приведенных выше соображений, были выделены основные категории структуры восприятия образа компьютера: субъектность, коммуникативность, лидерство, активность и эмоциональное отношение к нему. Для исследования процесса персонификации ПК были разработаны две психодиагностические методики субъект-объектного образа компьютера: первая на основе контент-аналитического метода, включающая стандартную процедуру опроса и компьютеризированную систему обработки и анализа результатов; вторая – стандартизированный вариант опросника (МИОК), прошедший психометрическую процедуру проверки, также имеющий компьютерную форму обработки результатов [3,4]. С помощью методики контент-аналитического исследования образа компьютера были получены материалы, преимущественно отражающие содержательный образ компьютера; методика МИОК позволила изучить особенности персонификации для различных категорий пользователей; выявить влияние на степень персонификации различных факторов: профессии, пола, возраста, образования, уровня владения ИТ, наличия компьютера дома, а также некоторых личностных характеристик человека.
На рис.1 представлены средние оценки категорий восприятия образа ПК для испытуемых, имеющих различный уровень владения компьютером (новичок, любитель, пользователь и профессионал). Сравнивая кривые средних оценок субъектности и объектности, представленные на этом рисунке, можно отметить их сходство: наблюдаемые зависимости не линейны, имеются две точки перегиба, которые характерны для одинаковых уровней владения ИТ. Субъектность и объектность снижается с приобретением опыта работы на компьютере; при этом у любителей они ниже, чем у новичков. Затем у пользователей происходит опять рост как субъектности, так и объектности, причем этот второй пик кривой выше, чем у новичков. У профессиональных пользователей – программистов, специалистов по информационным технологиям, субъектные и объектные характеристики компьютера значительно ниже всех остальных. Отметим и то, что роста объектности восприятия компьютера у профессиональных пользователей не наблюдается, по существу он соответствует показателю новичков.
Зависимости коммуникативности и реципиентности от уровня владения ИТ близки к линейным, однако для показателя коммуникативности наблюдается обратная зависимость, а для реципиентности – прямая. Это указывает на то, что с ростом опыта и навыков работы на компьютере, профессионализма в информационных технологиях снижается восприятие компьютера, как коммуникатора и повышаются его реципиентные характеристики.
Зависимость лидерства человека в диалоге с компьютером носит линейный характер: чем выше уровень владения испытуемых ИТ, тем больше они оценивают степень лидерства человека в диалоге с компьютером. Эта тенденция подтверждается и обратной зависимостью лидерства компьютера от уровня владения ИТ. Также линейно уменьшается оценка активности компьютера с опытом пользователя ПК.
Кривая положительных эмоций имеет такой же вид, как и кривая субъектности. При этом более высокий уровень положительных эмоций отмечается у категории "новичков" и "пользователей", то есть у тех, у кого выше уровень персонификации. Заметим, что уровень отрицательных эмоций существенно выше у пользователей. Это, по-видимому, связано с тем, что уровень эмоционального восприятия компьютера соответствует уровню персонификации компьютера.
Таким образом, среди пользователей разного уровня владения ИТ существует выраженная тенденция к персонификации компьютера. Следует отметить, что этот феномен имеет место вне зависимости от его поддержки со стороны существующих информационных технологий, поэтому игровые, обучающие и прикладные программы, экспертные системы, базы данных и операционные системы в той или иной мере способствуют появлению персонификации компьютера. Полученные зависимости согласуются с исследованиями [1,5].
Обсуждая данные о большей выраженности уровня персонификации у новичков и пользователей, чем у любителей и профессионалов, можно предположить, что для новичков персонификация является спонтанной реакцией на частое "непонимание" компьютера и "непредсказуемость" его поведения и может выражаться в переживании чувства неполноценности по отношению к нему или в сверхдоверии к его "интеллекту". Этим же можно объяснить и высокую оценку коммуникативности и лидерства компьютера в диалоге. В свою очередь, относительно невысокие показатели субъектности для любителей могут объясняться тем, что они уже не так наивны, как новички, не испытывают страх и тревогу перед возможным возникновением неполадок и затруднений, но еще недостаточно опытны, чтобы оценить "интеллект" машины, его способность решать сложные задачи. Если к тому же допустить, что персонификация компьютера позволяет "разделять" ответственность за решение задач между человеком и "партнером по работе", то, как отмечает А.А.Белышкин, любители "недостаточно опытны, чтобы выработать специальные механизмы делегирования ответственности". Пользователи в большей степени реализуют эту функцию в позитивном свете, персонификация является для них в определенной мере произвольным целенаправленным процессом, так как, имея значительный опыт решения прикладных задач с помощью компьютера, они достаточно адекватно оценивают "интеллект" ПК, понимая то, чтобы вести с ним диалог, надо познать его "логику".
Языки общения с ПК профессиональных пользователей более специфичны: они общаются с компьютером не с помощью естественного языка прикладных программ, а на языке программирования низкого или высокого уровня, потребность в интеллектуальном интерфейсе у них ниже, чем у всех остальных пользователей. Это приводит к тому, что профессиональные пользователи в меньшей степени ориентированы на эффект антропоморфизации, что и приводит к менее выраженной персонификации ПК. В работе профессиональных пользователей компьютер в большей мере воспринимается как средство для создания новой реальности. В этой связи можно согласиться с выводами А.А.Долныковой и Н.В.Чудовой, которые полагают, что, чем меньше человек знаком с информационными технологиями, тем больше он склонен воспринимать компьютер как партнера, поэтому для программистов уже "не компьютер выступает как нечто не совсем понятное и труднопредсказуемое, а тот мир, который возникает в нем по воле человека, оказываясь всегда новым и неожиданным" [5, с.12].
При рассмотрении структуры восприятия образа компьютера полагаем необходимым отметить следующие особенности. С ростом опыта работы на компьютере усиливается его реципиентность и снижается коммуникативность, растет лидерство человека, снижается лидерство компьютера. Большая персонификация компьютера вызывает и большее эмоциональное восприятие партнера по общению, причем как положительное, так и отрицательное.
Среди пользователей разного уровня владения ИТ вне зависимости от вида программ, которые они используют, существует довольно выраженная тенденция к персонификации ПК. Степень субъектности и объектности компьютера представляет собой нелинейную зависимость, где наиболее выраженный уровень персонификации наблюдается у новичков и пользователей, чем у любителей и профессионалов. Для новичков характерна высокая оценка коммуникативности и лидерства компьютера в диалоге. Персонификация для них возникает чаще всего как спонтанная реакция на "непредсказуемость" и "непонятливость" системы. Для любителей меньшая персонификация связана с тем, что они уже не так неопытны, как новички, но еще и не способны оценить "интеллект" компьютера так, как его оценивают пользователи. Для пользователей персонификация является целенаправленным процессом, так как здесь наблюдается своеобразное разделение ответственности с ПК, который уже рассматривается пользователем как реально существующий партнер. Для пользователей-профессионалов наблюдается слабо выраженная персонификация, они рассматривают компьютер в качестве средства для создания новой реальности.
Гордеева А.В. Влияние уровня владения информационными технологиями на восприятие компьютера пользователями // Психологія у XXI столітті: Матеріали Костюківських читань (28-29 січня 2003 р.). -Т.1. -К.: Міленіум, 2003. – С.68-72.
Алла Валериановна
Гордеева - кандидат психологических наук, старший преподаватель кафедры
психологии и социальной работы Донецкого института последипломного образования
инженерно-педагогических работников АПН Украины. Член правления РАПД.
Сфера научных интересов: психология компьютеризации (психология
Интернета, психология компьютерных игр, взаимодействие человека с ПК,
компьютерная психодиагностика), психология управления, организационная
психология. Практическая работа: разработка компьютерных психодиагностических
методик.
Новые работы автора можно найти на сайте Региональной
Ассоциации Психологов Донбасса.
новости | тесты | статьи | словари | ссылки | форум |
С 05.03.2004 эту статью прочитали
человек (а).
Проект «Психология Интернета» 20022004.