Гордеева А. В. Влияние уровня владения информационными технологиями на восприятие компьютера пользователями
на главную сайта "Психология Интернета"
новости тесты статьи словари ссылки форум

Гордеева А. В.

Влияние уровня владения информационными технологиями на восприятие компьютера пользователями

В работах О.К. Тихомирова, А.Е Войскунского и других исследователей рассматриваются два вида взаимодействия: общение между людьми, опосредствованное информационными технологиями, и общение человека с компьютером как со специфическим "партнером". Авторы отмечают трансформацию "образа партнера" по общению и возникновение феномена персонификации (анимизации) компьютера как явление, имеющее амбивалентный характер, проявляющееся как в позитивном, так и негативном планах. Создание персонифицированного образа компьютера может быть признанным целесообразным в обучении, на начальных стадиях освоения компьютера [6]. Как в отечественной, так и в зарубежной психологии показано, что степень персонификации в основном зависит от стажа работы на ПК, субъективной оценки своей компетентности или статуса, личностных качеств пользователей (интровертности-экстравертности), антропоморфных особенностей программного интерфейса и др. [1,5].

Целью данного исследования явилось изучение влияние на степень персонификации уровня владения информационными технологиями (ИТ). Проведенный дисперсионный анализ показал, что данная зависимость существует и значима на 1% уровне (объем выборки составил 569 чел.).

Рассматривая диалог человека с компьютером, мы опирались на методологический принцип общения как субъект-субъектного взаимодействия, теоретически и экспериментально разрабатываемый А.В. Брушлинским, Б.Ф. Ломовым, В.Н.Мясищевым, который был развит А.Е. Войскунским для общения, опосредствованного информационными технологиями [2]. Персонификация компьютера рассматривалась как динамичный процесс, включающим в себя обратную связь с элементами коммуникации и взаимодействия от объекта восприятия (компьютера) к субъекту (пользователю). Исходя из приведенных выше соображений, были выделены основные категории структуры восприятия образа компьютера: субъектность, коммуникативность, лидерство, активность и эмоциональное отношение к нему. Для исследования процесса персонификации ПК были разработаны две психодиагностические методики субъект-объектного образа компьютера: первая на основе контент-аналитического метода, включающая стандартную процедуру опроса и компьютеризированную систему обработки и анализа результатов; вторая – стандартизированный вариант опросника (МИОК), прошедший психометрическую процедуру проверки, также имеющий компьютерную форму обработки результатов [3,4]. С помощью методики контент-аналитического исследования образа компьютера были получены материалы, преимущественно отражающие содержательный образ компьютера; методика МИОК позволила изучить особенности персонификации для различных категорий пользователей; выявить влияние на степень персонификации различных факторов: профессии, пола, возраста, образования, уровня владения ИТ, наличия компьютера дома, а также некоторых личностных характеристик человека.

рис. 1

На рис.1 представлены средние оценки категорий восприятия образа ПК для испытуемых, имеющих различный уровень владения компьютером (новичок, любитель, пользователь и профессионал). Сравнивая кривые средних оценок субъектности и объектности, представленные на этом рисунке, можно отметить их сходство: наблюдаемые зависимости не линейны, имеются две точки перегиба, которые характерны для одинаковых уровней владения ИТ. Субъектность и объектность снижается с приобретением опыта работы на компьютере; при этом у любителей они ниже, чем у новичков. Затем у пользователей происходит опять рост как субъектности, так и объектности, причем этот второй пик кривой выше, чем у новичков. У профессиональных пользователей – программистов, специалистов по информационным технологиям, субъектные и объектные характеристики компьютера значительно ниже всех остальных. Отметим и то, что роста объектности восприятия компьютера у профессиональных пользователей не наблюдается, по существу он соответствует показателю новичков.

Зависимости коммуникативности и реципиентности от уровня владения ИТ близки к линейным, однако для показателя коммуникативности наблюдается обратная зависимость, а для реципиентности – прямая. Это указывает на то, что с ростом опыта и навыков работы на компьютере, профессионализма в информационных технологиях снижается восприятие компьютера, как коммуникатора и повышаются его реципиентные характеристики.

Зависимость лидерства человека в диалоге с компьютером носит линейный характер: чем выше уровень владения испытуемых ИТ, тем больше они оценивают степень лидерства человека в диалоге с компьютером.  Эта тенденция подтверждается и обратной зависимостью лидерства компьютера от уровня владения ИТ. Также линейно уменьшается оценка активности компьютера с опытом пользователя ПК.

Кривая положительных эмоций имеет такой же вид, как и кривая субъектности. При этом более высокий уровень положительных эмоций отмечается у категории "новичков" и "пользователей", то есть у тех, у кого выше уровень персонификации. Заметим, что уровень отрицательных эмоций существенно выше у пользователей. Это, по-видимому, связано с тем, что уровень эмоционального восприятия компьютера соответствует уровню персонификации компьютера.

Таким образом, среди пользователей разного уровня владения ИТ существует выраженная тенденция к персонификации компьютера. Следует отметить, что этот феномен имеет место вне зависимости от его поддержки со стороны существующих информационных технологий, поэтому игровые, обучающие и прикладные программы, экспертные системы, базы данных и операционные системы в той или иной мере способствуют появлению персонификации компьютера. Полученные зависимости согласуются с исследованиями [1,5].

Обсуждая данные о большей выраженности уровня персонификации у новичков и пользователей, чем у любителей и профессионалов, можно предположить, что для новичков персонификация является спонтанной реакцией на частое "непонимание" компьютера и "непредсказуемость" его поведения и может выражаться в переживании чувства неполноценности по отношению к нему или в сверхдоверии к его "интеллекту". Этим же можно объяснить и высокую оценку коммуникативности и лидерства компьютера в диалоге. В свою очередь, относительно невысокие показатели субъектности для любителей могут объясняться тем, что они уже не так наивны, как новички, не испытывают страх и тревогу перед возможным возникновением неполадок и затруднений, но еще недостаточно опытны, чтобы оценить "интеллект" машины, его способность решать сложные задачи. Если к тому же допустить, что персонификация компьютера позволяет "разделять" ответственность за решение задач между человеком и "партнером по работе", то, как отмечает А.А.Белышкин, любители  "недостаточно опытны, чтобы выработать специальные механизмы делегирования ответственности". Пользователи в большей степени реализуют эту функцию в позитивном свете, персонификация является для них в определенной мере произвольным целенаправленным процессом, так как, имея значительный опыт решения прикладных задач с помощью компьютера, они достаточно адекватно оценивают "интеллект" ПК, понимая то, чтобы вести с ним диалог, надо познать его "логику".

Языки общения с ПК профессиональных пользователей более специфичны: они общаются с компьютером не с помощью естественного языка прикладных программ, а на языке программирования низкого или высокого уровня, потребность в интеллектуальном интерфейсе у них ниже, чем у всех остальных пользователей. Это приводит к тому, что профессиональные пользователи в меньшей степени ориентированы на эффект антропоморфизации, что и приводит к менее выраженной персонификации ПК. В работе профессиональных пользователей компьютер в большей мере воспринимается как средство для создания новой реальности. В этой связи можно согласиться с выводами А.А.Долныковой и Н.В.Чудовой, которые полагают, что, чем меньше человек знаком с информационными технологиями, тем больше он склонен воспринимать компьютер как партнера, поэтому для программистов уже "не компьютер выступает как нечто не совсем понятное и труднопредсказуемое, а тот мир, который возникает в нем по воле человека, оказываясь всегда новым и неожиданным" [5, с.12].

При рассмотрении структуры восприятия образа компьютера полагаем необходимым отметить следующие особенности. С ростом опыта работы на компьютере усиливается его реципиентность и снижается коммуникативность, растет лидерство человека, снижается лидерство компьютера. Большая персонификация компьютера вызывает и большее эмоциональное восприятие партнера по общению, причем как положительное, так и отрицательное.

Среди пользователей разного уровня владения ИТ вне зависимости от вида программ, которые они используют, существует довольно выраженная тенденция к персонификации ПК. Степень субъектности и объектности компьютера представляет собой нелинейную зависимость, где наиболее выраженный уровень персонификации наблюдается у новичков и пользователей, чем у любителей и профессионалов. Для новичков характерна высокая оценка коммуникативности и лидерства компьютера в диалоге. Персонификация для них возникает чаще всего как спонтанная реакция на "непредсказуемость" и "непонятливость" системы. Для любителей меньшая персонификация связана с тем, что они уже не так неопытны, как новички, но еще и не способны оценить "интеллект" компьютера так, как его оценивают пользователи. Для пользователей персонификация является целенаправленным процессом, так как здесь наблюдается своеобразное разделение ответственности с ПК, который уже рассматривается пользователем как реально существующий партнер. Для пользователей-профессионалов наблюдается слабо выраженная персонификация,  они рассматривают компьютер в качестве средства для создания новой реальности.

Литература

  1. Белышкин  А.А. Особенности субъективных представлений о работе с компьютером у разных категорий пользователя // Вестн. Моск. ун-та. Сер.14.  Психология. – 2000. – №3. – С.82-93.
  2. Войскунский А.Е. Преобразование общения, опосредствованного компьютером: Дис... канд. психол. наук: 19.00.01. – М., 1990. – 187с.
  3. Гордеева А.В. Психологические особенности персонификации компьютера  у различных категорий пользователей // Психологія у сучасному вимірі: теорія і практика: Матеріали І V Харківських Міжнародних психологічних Читань. – Вісник ХДУ. Сер. Психологія, політологія. – 2002<
  4. Гордеева А.В. До питання про персоніфікацію комп’ютера в інформаційних навчальних системах // Теоретико-методологічні проблеми генетичної психології: Матер. Міжнар. наук. конф. 17-18 грудня 2001 р. – Т. II. – К.: Міленіум, 2002. – С.76-80.
  5. Долныкова А.А., Чудова Н.В. Психологические особенности суперпрограммистов // Психол. журн. – 1997. – Т.18, №1. – С.113-121.
  6. Машбиц Е.И., Андриевская В.В., Комиссарова Е.Ю. Диалог в обучающей системе. – Киев: Вища школа, 1989. – 205 с.

Источник

Гордеева А.В. Влияние уровня владения информационными техноло­гиями на восприятие компьютера пользователями // Психологія у XXI столітті: Матеріали Костюківських читань (28-29 січня 2003 р.). -Т.1. -К.: Міленіум, 2003. – С.68-72.

Об авторе

Алла Валериановна Гордеева - кандидат психологических наук, старший преподаватель кафедры психологии и социальной работы Донецкого института последипломного образования инженерно-педагогических работников АПН Украины. Член правления РАПД. Сфера научных интересов: психология компьютеризации (психология Интернета, психология компьютерных игр, взаимодействие человека с ПК, компьютерная психодиагностика), психология управления, организационная психология. Практическая работа: разработка компьютерных психодиагностических методик.
Новые работы автора можно найти на сайте Региональной Ассоциации Психологов Донбасса.

Другие работы этого автора

новости тесты статьи словари ссылки форум

С 05.03.2004 эту статью прочитали человек (а).
Проект «Психология Интернета» 2002–2004.
rax.ru

Сайт создан в системе uCoz