Психология Интернета. Линник А.В. Повседневные практики участия в сообществах Живого Журнала
на главную сайта "Психология Интернета"
новости тесты статьи словари ссылки форум

Линник А.В.

Повседневные практики участия в сообществах Живого Журнала

Сайт Живой Журнал (ЖЖ) [1] представляет собой любопытный источник информации для тех, кто хотел бы изучить поведение и взаимодействие людей, собранных в одно сообщество, обладающее богатой историей, прописанными и созданными через опыт участников правилами и нормами, специфическим лексиконом и взаимоотношениями.

Поэтому ЖЖ наиболее интересен именно социологам: как наглядный, неоднократно подтверждаемый уже народной популярностью пример многократно повторяемых, повседневных взаимодействий. Скажем, обычный дневник может стать для исследователя-качественника уникальной возможностью взглянуть на жизнь его владельца с другой стороны. С его помощью можно понять мотивы поступков и расписать зачастую упорядоченную структуру его повседневных действий.

В Живом Журнале таких дневников — или журналов — тысячи, и собраны они в одном месте. Более того, между этими журналами существуют прочные и обширные связи. Согласно социологическим понятиям, Живой Журнал является сетевым сообществом, основанным на некой общей системе взаимоотношений, общих интересах, деятельности или проблемах. И главный фактор этого объединения заключается в отношениях между людьми. Данное интернет-сообщество формируется посредством вступления в него участников и расширения с помощью этого самой сети взаимодействия.

У Живого Журнала есть особенности, каноном которых являются все те принципы сетевых взаимодействий, наблюдаемые и у некоторых других интернет-сообществ: www.diary.ru, www.netck.ru/ads/, www.dkvartal.ru/about-dk/help/personalniyblog, rssreader.ru/.

Во-первых, в ЖЖ существуют свои правила: прописанные в аннотации и соглашениях сайта или не прописанные нигде, но являющиеся мощным фактором социального контроля и, собственно, служащие главным флюгером принятого поведения в  сообществе. Формальные правила можно посмотреть в Условиях обслуживания [2] Живого Журнала. Например: You agree to NOT use the Service to Interfere with or disrupt the Service or servers or networks connected to the Service, or disobey any requirements, procedures, policies or regulations of networks connected to the Service, что означает: Вы НЕ будете использовать эту услугу для помех и/или разрушения его нормального функционирования, его серверов или сетевых объектов, относящихся к Livejournal, так же обязуетесь отвечать всем его требованиям, процедурам, стандартам поведения и сетевым запросам, относящихся к Livejournal.

Примером нигде не прописанной нормы может стать необходимость отвечать на комментарии, оставленные читателями. Социальным контролем в данном случае будет желание читателя отписаться от журнала, владелец которого игнорирует комментарии.

Во-вторых, в ЖЖ есть традиции и ритуалы, благодаря длительной его «жизни» и популярности у интернет-пользователей. Например, в дискуссиях к посту — то есть написанной в свой индивидуальный журнал записи — часто пишут +1, когда хотят показать свое согласие с мнением только что высказавшегося человека.

В-третьих, в ЖЖ сконцентрирована немалая коллекция слов и выражений, собранная пользователями со всего интернета и активно ими используемая. Примером в данном случае может стать выражение ИМХО  — это калька с английского IMHO [3] , в переводе интерпретируется как «имею-мнение-хрен-откажусь». С большой долей вероятности можно предположить, что ИМХО знают две трети всех участников ЖЖ. Еще одно выражение ППКС, интерпретирующееся как «подпишусь-под-каждым-словом». Подобные примеры можно встретить в любом сообществе интернета, например, чатах. Но в ЖЖ и на аналогичных ему сайтах это случается чаще всего, особенно в тех специфических сообществах ЖЖ — иногда становящихся оплотами многочисленных социальных групп, участники которых и принесли эти фразы на сайт.

Вообще сообщества играют немалую роль в увеличении популярности ЖЖ и росте его пользователей. Смысл в том, что помимо возможности завести личную страничку — то есть индивидуальный журнал, в котором можно писать о любых событиях, людях, своих переживаниях и размышлениях — появляется шанс найти людей, близких по духу, любящих одни и те же вещи, имеющие одинаковые хобби и желающих общаться на сходные темы. Общность интересов и деятельности объединяет сильнее всего - на почве этого строятся отношения и создаются сети, отсюда возникает сетевое сообщество, включающее много индивидуальных и общественных журналов. Индивидуальные журналы — это личные дневники пользователей, имеющих аккаунт и зарегистрированный уникальный ник в  ЖЖ. В индивидуальных журналах писать посты, корректировать дизайн, вставлять картинки и так далее могут только владельцы. Общественные журналы — это страницы совместного пользования, обладателями которых являются одновременно несколько человек, владеющие правом не только комментировать новые записи, но и самостоятельно писать все, что относится к теме сообщества.

То есть это специальное образование, имеющее помимо присущих всему Живому Журналу правил, прописанных в договоре между сайтом и пользователем, собственные, выработанные со временем, правила и собирающее в себе читателей, объединенных одной темой, хобби, проблемой или интересом. Например: «Метро.Ру» [4] , «mp3_ru» [5] , «man_woman» [6] и прочие.

Но, помимо таких формальных сообществ, внутри ЖЖ существуют сообщества неформальные, созданные спонтанно и неспециально группой людей, деятельность и интересы которых выходят за рамки Живого Журнала. То есть, если сайт ЖЖ исчезнет из Интернета, такое сообщество не прекратит своей деятельности. Весьма ярким примером может стать неформальное, изначально не заключенное в какие-то ограничения и стандарты в виде норм и предписаний, сообщество по фандому Гарри Поттера. От английского Fandom — это ряд возможных (по выбору фана и/или группы фанов) действий, связанных с определенной темой, как-то: просмотр любимого фильма или сериала, посещение тематических интернет-сайтов, подписка на рассылку новостей с этих сайтов, разговоры в чатах с другими фанами, чтение фиков и другие.

Феномен представленного сообщества в том, что поначалу ничем, кроме книг о Гарри Поттере, не связанное, оно постепенно превратилось в большую, прочную сеть, подкрепленную группами людей на тематических форумах [7] , сайтах [8] и, конечно, ЖЖ. Но оно, тем не менее, неформально, хотя и существует его законспектированная история, существуют глоссарии, в которых специально прописаны своеобразные термины, присущие только этому фандому. Однако это сообщество не принадлежит Живому Журналу, потому что возникло вне рамок этого сайта. Хотя, например, английская часть фандома базируется именно на этом журнале. А русская — на сайте с похожим принципом работы Дайри.ру [9] .

В таком вот неформальном, очень большом сообществе, членов посчитать невозможно, потому что некоторая их часть невидима и  не обозначает себя, являясь просто наблюдателем, только цифрой на счетчике посещений форумов. И уже внутри него на ЖЖ создаются формальные сообщества: сообщества почитания Роулинг, сообщества любителей Эммы Уотсон и Дэниела Рэдклиффа, сообщества Северуса Снейпа и т.д., которые сами по себе отдельны в ЖЖ и имеют отдельные журналы, но тем не менее объединены негласной темой — Гарри Поттер и его фандом.

Но главнее в Живом Журнале все-таки формальные объединения. Они являются важной причиной связи большинства индивидуальных журналов воедино. Хотя некоторым журнал требуется и для того, чтобы излить в него свои мысли и переживания.

Одна из основных причин появления связей на основе ЖЖ — это система друзей-избранных и друзей-читателей. Имеется в  виду, что у каждого журнала и, соответственно, его владельца, есть друзья, которые регулярно читают этот индивидуальный журнал. В профиле ника на первой странице обязательно указывается количество друзей. Также там указано число людей, дневники которых читает сам ник. Таким образом, каждый журнал обеспечен некоторым количеством читателей, с которыми владелец и контактирует, и налаживает связи.

Сообщества — это второй способ «увязнуть» в  Живом Журнале и стать его частью. Вступая в какое-либо сообщество, человек втягивается в его систему взаимоотношений, находит нечто интересное для себя и по мере возможностей старается участвовать в происходящих событиях. То есть пишет посты или комментирует их, если он активный участник; или только читает, если пассивный.

Сообществ в ЖЖ чрезвычайно много. Практически для каждого человека найдется что-то близкое по духу. Этот факт и является основополагающей причиной популярности ЖЖ.

Существуют сообщества фотолюбителей, графоманов, музыкантов, хакеров, арта, фанфиков, аниме, Лукьяненко, любителей поглаживать ногти и т.д.

Некоторые их этих сообществ более чем популярны. На их страницах ежедневно пишутся посты, в комментариях протекают жаркие дискуссии. У этих журналов очень много читателей.

А некоторые сообщества насчитывают два-три читателя, один из которых сам создатель.

В чем состоит разница между сообществом «Ссылки на популярную музыку» и сообществом «Популярная музыка»? По сути дела, друзей может быть много и там, и там, но первое сообщество привлекает участников гораздо больше, чем второе. Или же в первом пишут в день по десять постов, а во втором за неделю не наберется и двух.

Такое явление может объясняться несколькими причинами.

Социологичность их состоит в том, что одним из решением данной проблемы становится сам принцип действия Живого Журнала — существование повседневных практик. Данный процесс можно наблюдать как в ЖЖ, так и в любом отдельном формальном сообществе.

Скажем, сообщество Метро.Ру, которое чрезвычайно популярно, в нем много постов, еще больше комментариев, и каждый из участников стремится написать в это сообщество пост. А стремится потому, что ему есть что написать. Метро — это явление из такой области жизни человека, с которой тот сталкивается практически ежедневно. У жителей мегаполиса  — а именно из них состоят друзья Метро.Ру  — нет ни единого шанса пройти социализацию (процесс, в ходе которого ребенок учиться быть членом общества, в котором родился), не соприкасаясь с метро. Каждый там был, каждый ездил на электричках, толкался в час-пик, уступал или не уступал место, ругался, сердился и так далее. И поэтому каждый может что-то рассказать, то есть сделать запись в журнале, которая не только ему самому будет понятна и интересна, но и всем членам сообщества покажется актуальной. Это результат повседневных практик, рутина, которая объединила людей в популярное сообщество только из-за того, что метро затрагивает жизни ежедневно.

Сообщества, наподобие Метро.Ру, настолько приближены к повседневному быту и повторяют ежедневные практики, что любой может в них участвовать. Причем не только участвовать, но и создавать свой образ, который может иметь очень мало общего с реальным человеком. Живой Журнал это позволяет, потому что заменителями имен здесь служат никнеймы, и поэтому человек рефлекторно старается показать себя с лучшей стороны. А что может быть лучше, чем представить себя сведущим в некой области, пускай это и Метро.Ру. Как аспект самовыражения, который реализуется с наименьшими для реального человека затратами.

Это сообщество в последнее время стало отдушиной для недовольных метро. Желание пожаловаться и найти сочувствующих формирует спрос на посты и комментарии. И опять же это является результатом привычных повседневных практик.

Популярность сообществ также может зависеть от выбранной темы и количества уже существующих с такой темой сообществ. Например, самое первое сообщество на совершенно любую тему всегда будет несколько популярнее, чем все последующие. Это как принцип мажоритарной полезности в экономической теории [10]  — действует сходным образом.

Или, по крайней мере, в первое время будет популярнее, а дальше все будет зависеть от выбранной тактики внутреннего взаимодействия, созданной участниками атмосферы и т. п., потому что если человек участвует в каком-нибудь сообществе, то он заранее согласен с тем, что ему навязывают принятый стиль общения и кодекс этики. Возникающие по этому поводу конфликты в популярных сообществах гаснут быстро под давлением социального контроля, например, морального неодобрения, замечаний и так далее. В непопулярных сообществах яркие конфликты не возникают, потому как в них мало комментариев и постов.

Еще один важный принцип популярности сообществ  — это общение. В тех сообществах, в которых можно общаться на привлекательную тему, которая многим понятна и интересна, не будет недостатка в комментариях. Так как посты пишут с определенной целью — заслужить одобрение в виде положительной реакции. Или же любого отклика.

В целом, для социологов, предпочитающих качественные исследования, Живой Журнал может стать отличным шансом изучать такую модель сообщества и поведение его участников.

Примечания

Об авторе

Линник Анастасия Владимировна - социолог (г.Санкт-Петербург).

Сфера профессиональных интересов: социологическое исследование виртуальных сетевых сообществ.

Адрес в Живом Журнале: http://satalisat.livejournal.com/.



новости тесты статьи словари ссылки форум

С 25.03.2006 эту статью прочитали человек (а).
Проект «Психология Интернета» © 2002–2006.
rax.ru

Сайт создан в системе uCoz