Что
выплавляют из "тонн словесной руды", или попытка реабилитации
чатов
Отношение к чатам среди "шакалов ротационных машин", пишущих
о русском Интернете, весьма любопытно. Из прессы (как "бумажной",
так и "сетевой") о чатах можно узнать только то, что они существуют,
потому как иногда о них упоминают. Изредка встретишь - есть,
мол, такая "тинэйджеровская тусовка", но говорить о ней особо
нечего - молодежь время расстреливает, да и только. Эдакая
"массовая культура рунета", внимания солидных людей не заслуживающая.
Между тем, хотим мы того, или нет, чаты были и остаются одними
из самых посещаемых русских ресурсов. К примеру не в самом
популярном (но одном из немногих, где ведется статистика)
чате "Отель "У Максима" зарегистрированных пользователей превышает
8 тысяч, за день его посещают, в среднем, около 1000 человек,
а одномоментно в чате иногда находится более сотни.
Обратившись к статистике, мы видим, что по всем рейтингам
обращений чаты располагаются весьма высоко. Если же говорить
об отвлекаемых на себя "человеко-часах", то вряд ли я ошибусь,
предположив, что в этом отношении чаты лидируют - количество
времени, проводимого в чатах завсегдатаями, стало притчей
во языцах. И все это при том, что в большинстве своем чаты
столь же далеки от целенаправленной "раскрутки" как декабристы
от народа и никакого продвижения продукта на рынок просто
не ведут - популярность набирается "самотеком".
Все вышеизложенное позволяет говорить о чатах, как о некоем
социальном феномене. Позволю себе предположить, что "феномен
чатов" возникает оттого, что эти ресурсы представляют собой
нечто большее, чем просто "болталку", а их социальная функция
гораздо значимей.
"Дали вчера мне волю - что я с ней делать буду?"
В большинстве публикаций интернет-ресурсы рассматриваются
как нечто исключительно утилитарное и узкоспециализированное.
Интересует, что в мире творится - почитайте сетевую прессу,
хочется посмеяться - на юмористические сайты, беллетристика
нужна - электронные библиотеки к вашим услугам. Соответственно
отношения "пользователь-ресурс" локализованы во времени, необходимом
на удовлетворении своих потребностей.
Если следовать такому подходу, разумно предположить, что чаты
обслуживают потребности в новых знакомствах и общении. Однако
в таком случае общение в чате заканчивалось бы сразу после
того, как знакомство состоялось и перенесено в реальный мир.
"Общение по проводам" можно понять, если "ты сейчас далеко-далеко,
между нами снега и снега", но в чате иногда общаются люди,
живущие не только в одном городе, но и в одном доме.
На мой взгляд, ответ в следующем. Чаты - ресурс не фрагментарный,
а универсальный, пользование им не утилитарно, а самоценно,
они самодостаточны. Коммуникативную нагрузку чат, безусловно,
несет, но возьму на себя смелость утверждать, что восполнение
потребности в расширении круга общения является безусловно
важной, но все-таки не единственной функцией чата. Часто гораздо
притягательней для посетителей чатов оказывается удовлетворение
потребности в самовыражении, если хотите, в творчестве.
Начну несколько издалека. При использовании большинства интернет-ресурсов
позиция рядового пользователя исключительно потребительская.
Между тем сегодняшняя культурная ситуация, как это отмечает
большинство исследователей, характеризуется предельной пассивностью
пользователя - от него не требуется даже конструирование образов
(как, например, при чтении книг), он получает все в готовом
виде с этикеткой "употреблять не разжевывая". Однако потребность
в самовыражении через творчество является базовой потребностью
человека. И Интернет, задуманный исключительно как средство
получения информации, в итоге стал средой, едва ли не культивирующей
творчество. Можно вспомнить "домашние странички", разнообразнейшие
творческие конкурсы в Интернете, но достаточно просто обратить
внимание на то, что с ростом популярности ресурса растет и
его "завязанность" на самовыражении потребителей (электронная
переписка с создателем, гостевые книги, форумы). Да что там
- многие популярнейшие ресурсы рунета СОЗДАЮТСЯ пользователями
("Анекдоты из России" и его клоны, сервера знакомств, многие
ресурсы "Чертовых Куличек").
Наиболее доступным, демократичным и предлагающим максимальные
возможности для самовыражения ресурсом Интернета является
именно чат. Дело в том ,что он предоставляет человеку уникальные
возможности для самовыражения, которые отсутствуют в реальном
мире. Некоторые из этих возможностей универсальны для любых
социальных коммуникаций в Сети, другие присущи только чатам.
Что я имею в виду:
- Свобода творения образа. Человек в Сети изначально
анонимен, в чатах же эта анонимность культивируется -
подавляющее большинство посетителей используют "ники"
и зайдя в чат под реальным именем и фамилией человек будет
выглядеть в лучшем случае белой вороной. Сменив имя на
ник, человек уже дистанцируется от своего реального "Я".
Кроме того, "растворенная телесность" - отсутствие тела
как такового, упраздняет все социальные характеристики
реального человека - внешность, пол, возраст и т.п., что
делает невозможным использование привычных средств самопрезентации.
Таким образом, при полном отсутствии телесности и негласно
обязательном отречении от своей реальной личности человек
вынужден творить ОБРАЗ. Вливаясь в виртуальный социум
чата, человек получает полную свободу в сотворении самого
себя, которая ограничена только его фантазией. И здесь
все зависит от творческого потенциала человека. Кто-то
"за неумением лучшего" воссоздает, примитивизируя, самого
себя, другие буквально фонтанируют персонажами. Но по
сути, нельзя говорить о том, что в чатах общаются реальные
люди, в чатах живут созданные ими образы.
- Свободу творения пространства. В большинстве
интернет-ресурсов, коммуникация проистекает в "Великом
Нигде". Исключением являются только чаты. Практически
с самого возникновения чаты не ограничивались одной лишь
прямой речью. Впоследствии это обернулось принятой только
в чатах возможностью работать не только в функции "Сказать",
но и в функции "Сделать", что позволило включить в действо
не только персонажей, но и пространство действия - "Розовый
слон влетает через окно и робко замирает неподалеку от
беседующих".
- Свободу творения предмета коммуникации. Подавляющая
часть коммуникаций в Сети задает тематику общения. В гостевых
книгах высказываются о конкретном сайте. Форумы и конференции
обязательно тематические, причем заданность тематики культивируется
- отступление от темы считается нарушением правил общения
и зачастую наказывается. В MUDs игроки взаимодействуют
в уже созданном пространстве и по установленным правилам.
И только в чатах пользователям предоставлена полная свобода.
Все эти возможности, предоставляющие полную свободу самовыражения,
естественно, на практике оборачиваются как плюсами, так и
минусами. Увы, но творческий потенциал пользователей различен.
При неразвитых способностях самовыражения общение в чатах
просто поражает своей убогостью. Свобода творения образов
приводит к появлению бесчисленных одинаково кокетничающих
"катюшенек" и безостановочно матерящихся для доказательства
своей крутизны "алексов". Свобода творения пространства практически
не используется и только редкие "таланты" додумываются до
"Алекс дает Сержу пинка и тот улетает в угол!!!!!!!!!!!",
а свобода творения предмета коммуникации замыкается в пределе
от рассказов про свои вчерашние героические пьянки до истошных
воплей "ДИВЧЕНКИ, У КОГО АСЯ ЕСТЬ?????????".
Однако, пускай пока и не очень часто, но в чатах встречаются
и истинные таланты. Я не буду приводить примеры удачных образов,
ограничусь лишь замечанием, что творчество начинается еще
на стадии придумывания ника. Не удержусь, и приведу небольшой
список: "О без Янь", "С± равно де Бержерак", "Свиной творог",
"Козе Байан", "Наемный самоубийца", "Застегнутый Врасплох",
"Святой Врааль", "Приватьnick", "Замоченная скважина", "Виртрезвитель",
"Обмороченная наворочка", "Самородина", "Брюз Вылез", "Мел
с Гипсом", "Джон 3 вольта", "Похмелеон", "Хэ Мин Гуэй", "Экологическая
Ницша", "Бедная Виза", "Клацающая Клава", "Статус Ква", "Летальный
Исходец", "болгарин Рулон Обоев". Если же говорить о
свободе творения пространства, то в качестве примера приведу
следующий лог:
* Тиль: Goede middag!
* Тиль делает серь±зное лицо и улыбается глазами
* Теххи заворачивается в плед в гордом одиночестве и
что-то бубня себе под
нос, снова собирается засыпать...
* Тиль заслоняет креслом плакат "Все на выборы!"
* Теххи: Или: У меня есть специально обученная болелка
:):)
* Теххи: Тиль: У тебя сегодня политически-бодрое настроение?
* Или одним глазом подглядывает в гордое одиночество,
где сидит завернутая
Теххи...
* Тиль выпускает на волю специально обученную лечилку
и натравливает е± на
Теххи
* Теххи прикрывает от Или гордое одиночество ладошками
- нечего, смылась,
так не подглядывай :)
* Тиль: Теххи, отнюдь :-) Просто я сч±л, что призыв к
выборам здесь будет
неуместен :-)
* Или вешает на шею лечилке горшочек с м±дом.. теперь
она похожа на
маленькую Сару Бернар.
* Или: Или на сенбернара? :-)
* Теххи визжит, от ужаса взлетает на люстру, и оттуда
спокойным истерическим
голосом шепотом просит: "ТИЛЬУБЕРИЯБОЮСЬ!!!! !!":)
* Или встрепенувшись, спросонок требует изгнать торговцев
из храма...
* Тиль доста±т из кустов случайно оказавшийся там тромбон
и тихонько
наигрывает "I know why (and so do you)"
* Или навостряет ушки...
* Теххи . мерно покачиваясь на люстре, с жалостью смотрит
на плед и говорит
- "Точно, Тиль, призыв тут ни к черту"
* Тиль отзывает лечилку - вс± равно та не умеет по люстрам
лазать...
* Теххи показывает лечилке сверху язык :)
* Или скатывается с колен Тиля и обживает опустевший
бесхозный плед и
опустевшее бесхозное кресло.
* Или: (авторитетно. из складок пледа) Или - или!
* Тиль с трудом удерживает лечилку, возбудившуюся от
вида воспал±нного языка
* Теххи с завистью наблюдает за Или, мерно покачиваясь..
* Или на всякий случай молчит в теплую тряпочку...
* Теххи прячет язык и взбирается повыше, втихаря вытаскивая
из кармана
леденцы от кашля :)
* Теххи Или: Мягко тебе, душа моя? :)
* Тиль находит старое костровище, разводит там ма-асенький
костерок и
подвешивает над ним чайник
* Лечилка злобно воет при виде леденцов и заходится кашлем.
* Теххи гордо чихает и падает с люстры рядом с костерком,
чихает еще раз :)
* Тиль негромко покашливает, так, для виду
* Или размеренно и методично говорит Теххи "будьте здоровы.."
, "будьте
здоровы..", "будьте здоровы.."
* Теххи успевает чихать гораздо быстрее, чем Или успевает
выговаривать
:):):)
* Или с завистью поглядывает на костерок, но боится оставить
кресло и
плед... пусто место свято не бывает.
* Теххи: Апчхапчхапчхи!:):)
* Теххи: Тиль: Ладно, давай свою ле-апчхи!-лку :)
* Тиль науськивает лечилку обратно, та обиженно упирается
* Или вприпрыжку бежит кормить лечилку бактериями с рук..
сколько там
микробов передается при одном поцелуе? :-)
* Лечилка слизывает с ладошки Или подношение, не переставая
с жадностью
смотреть на Теххи.
"Палитрой красок дышит карнавал"
Как видно даже из приведенного примера, чат - это рождающаяся
на наших глазах новая форма самовыражения через творчество,
которая "по маминой линии" берет свое начало в литературе,
а "по папиной" - из театра.
Родство с литературой особого доказательства не требует -
в чате люди не могут быть представлены друг другу иначе чем
через тексты и только лишь через тексты и в пределе текст
и человек, родивший его, становятся тождественными.
Однако, если и можно рассматривать чат, как вид литературного
творчества, то только как весьма своеобразного. Дело в том,
что литературное творчество в чате происходит в рамках достаточно
жестких формальных ограничений. Объем реплики обычно органичен
двумя-тремя нераспространенными предложениями. Именно по этой
причине в чатах достаточно сложно вести глубокомысленные беседы,
которые являются основным достоинством и недостатком другой
распространенной формы интернет-общения - конференций и форумов.
И именно этому мы обязаны тем, что зачастую лаконичные, как
армейские команды, реплики скрывают коротенькие, как у Буратино,
мысли. Но не худа без добра - вынужденные не растекаться мыслью
по древу, обитатели чатов иногда выдают на гора настоящие
"перлы народного творчества", поражающие своей глубиной и
афористичностью.
Второе ограничение - временное. Так как со-творение происходит
в режиме реального времени, то на формулирование мысли отводится
1-2 минуты. Таким образом, чат представляет собой не что иное,
как литературную импровизацию, практически забытую в последние
годы. Не могу удержаться и не привести пример такой "литературной
игры":
* Эxo: Собакевич: Похоже, мы с тобой одни.
Не нравится мне это:-)))
* Глэдис еще здесь.
* Собакевич: Эхо, (невозмутимо) когда втроем - известно
что делать. А
вдвоем... Партейку в шахматы?
* Эxo: Глэдис: Е2-Е4
* Эxo: Глэдис: Sorry, это не вам
* Глэдис: Ранен.
* Собакевич: "гроссмейстер ответил матом" :-)
* Глэдис: :-)
* Глэдис: Ж-7
* Собакевич: (самодовольно) мимо... :-)
* Собакевич заходит лошадью
* Собакевич: Эхо, а в Чапаева умеешь?
* Собакевич складывает взятые фигурки на Глэдисов базис.
Вот Вам и
надстройка.
* Глэдис вспоминает, что когда не знаешь, чем ходить,
следует ходить с
бубей.
* Собакевич, пользуясь тем, что игроки отвлеклись, незаметно
сует в карман
вражескую ладью
* Собакевич: Хорошо, бубновую ладью:-)
* Глэдис: Семь на бубях.
* Собакевич: Да ладно бы только - "Чем", а то ведь и
"куда" - не знаешь :-)
* Глэдис: Эй... Тут ладья стояла!
* Глэдис не знает. Но это не повод.
* Собакевич: (оскорблено)Она же в сносе!
* Глэдис: А канделябром?
* Собакевич предлагая уйти "без трех", быстро сымает
еще и двух слонов
* Глэдис: Б-9!
* Собакевич: :-))) Это не по-джентельменски.
* Глэдис принимает Собакевича за своего.
* Глэдис: Сочтемся...
* Собакевич яростно вистует: Б-Б, П-Б и еще раз Б-Б
* Собакевич: Ну какой между своими счет? Давайте во-он
те подвески, что Вам
все равно не идут, и мы в расчете :-)
* Глэдис предлагает Собакевичу недорого десять взяток
на мизере... Полный
комплект. В хорошем состоянии.
* Глэдис: (смущенно) ну не комплект... Еще две на балу
какая-то дамочка
срезала. В качестве сувенира, видимо.
* Собакевич меньше двенадцати брать не согласный
* Глэдис увлеченно пасует.
* Собакевич сосредоточенно мусолит пятую семерку в рукаве
* Глэдис: Распасовка.
* Глэдис: У Вас перебор. :-)
* Собакевич: По рукам! А ручки попрошу над столом держать.
* Глэдис: Тогда и я попросила бы далеко не убирать хитрую
рыжую морду. :-)
* Собакевич: Банкомета на мыло!
* Собакевич: Простите, обедать пора :-).
* Глэдис желает Собакевичу приятного аппетита. И прощается.
Именно он-лайновость чатовского действа роднит его с действом
театральным. Как и в театре, в чате притягательно именно то,
что творчество происходит на твоих глазах, как и театр, чат
существует только "здесь и теперь". Подобно тому, как любой
театральный спектакль "в записи" что-то безвозвратно теряет,
впечатление от прочтения любого скопированного лога лишь бледная
тень тех эмоций, которые испытывали участники.
Но и сравнение с театром весьма условно. В чатовском действе,
в отличие от театра, участвуют все присутствующие. На мой
взгляд, пожалуй, наиболее близкой к чату формой самовыражения
является средневековый карнавал в его интерпретации Михаилом
Бахтиным - "... карнавал не знает разделения на исполнителей
и зрителей. ... Карнавал не созерцают, - в нем живут и живут
все... в этом отношении карнавал был ... как бы реальной (но
временной) формой жизни, которую не разыгрывали, а которой
жили на самом деле (на срок карнавала)". Вот мы и добрались
до самого главного. Первичная функция чата не коммуникативная,
даже не игровая, а - бытийная. Чат - это не клуб знакомств
и не представление, это реальная жизнь, проживаемая в иначе
организованном мире. Посетители чата не общаются в нем, они
в нем живут.
Попробую прояснить свою мысль.
Прежде всего - в отличие от театрального и карнавального представления,
чат не локализован во времени, он бесконечен, его девиз -
"Show must go!" В популярных чатах народ присутствует всегда,
а в силу того, что пользователями являются люди, проживающие
в самых разных часовых поясах, действо обычно не прекращается
в любое время суток. Как и сама жизнь, чат существует сам
по себе, в определенной степени независимо от участников.
При входе ты попадаешь в уже существующую реальность, которая
продолжит существование и после твоего ухода. Во-вторых, чат
- это не только игра. Игровой, карнавальный характер чата
является важнейшей, но не единственной составляющей этого
феномена. Да, в чатах действуют образы, но за каждым образом
стоит реальный человек и рано или поздно каждый стремится
пробиться к личности, стоящей за заинтересовавшей его маской.
Тогда карнавальный характер общения замещается или дополняется
общением, которое я называю доверительным.
"В разверстке строк - душа чужая"
Прежде всего попытаюсь ответить на вопрос, поставленный мною
в начале - а что мешает людям реализовать свои коммуникативные
потребности в реальной жизни, не подменяя улыбку смайликом,
а жесты ремарками?
Причин много. Прежде всего, в Сети круг общения человека расширяется
лавинообразно и возможность встречи с близким по духу человеком
увеличивается на порядок. Кроме того, вследствие анонимности
исчезают многочисленные социальные барьеры в виде возраста,
внешности, социального положения, манер и тому подобного.
А ведь именно они служат критериями, по которым мы даже неосознанно
"отбраковываем" человека при самом первом, визуальном контакте.
Надо ли говорить, сколько духовно близких нам людей остаются
вне нашего внимания и насколько увеличивается возможность
знакомства с потенциально близким человеком в виртуальности?
Понятно, что в виртуальности многих барьеров просто не существует,
но по причине того, что свято место пусто не бывает, в виртуальности
визуальный принцип отбора заменен принципом, который в реальной
жизни детерминирует не начальное, а дальнейшее развитие отношений
и определяет, станет ли простое знакомство чем-то большим.
Имеется в виду сходство установок, убеждений и ценностей.
Если они подобны нашим, то велика вероятность возникновения
не только взаимного расположения, но и эмоциональной близости.
И из этого вытекает самая важная особенность доверительного
общения в Сети - оно очень часто эмоционально окрашено. Людей
связывает не просто совместное времяпрепровождение, а совершенно
искренняя дружба или даже любовь. Подобный характер отношений
определяется многими факторами. Во-первых, резкое увеличение
числа социальных контактов в 20 столетии имело своим следствием
и обратную сторону - количественный рост сказался на качестве
и снизилась "глубина" отношений между людьми. Подавляющая
часть наших социальных связей утилитарна, их возникновение
и содержание функционально, а на близкие отношения зачастую
просто не остается времени.
Жизнь современного человека эмоционально обеднена, что вырабатывает
различные механизмы компенсации. К примеру, иногда расцвет
массовой культуры в современном обществе связывается именно
со слабой насыщенностью эмоциональной жизни, а боевики, фильмы
ужасов, эротика и т.п. являются не чем иным, как суррогатной
компенсацией. Посмотрел боевичок, адреналин в кровь пошел,
состояние нормализовалось. На мой взгляд, общение в виртуальном
социуме часто выполняет ту же функцию (хотя это и не является
единственной функцией такого общения), однако, в отличие от
приведенного примера с массовой культурой, чувства, переживаемые
в Сети, отнюдь не являются суррогатом.
Не последнюю роль в том, что в современном мире именно Сеть
стала мощнейшим средством для ликвидации "эмоциональной бедности"
сыграло то, что в виртуальности человек большей частью полностью
выключен из суеты реальной жизни. Войдя в чат, человек оставляет
за экраном монитора большую часть своих социальных ролей.
Это значит, что исчезает детерминированность поступков, поведения.
Человек делает не то, что должен, а то, что хочет, по сути,
он свободен в реализации своих желаний. Удовлетворение утилитарных
потребностей в Сети проблематично - в чатах нет ни деловых
партнеров, ни продавцов-покупателей и человек решает здесь
свои не материальные, а духовные проблемы.
Но не стоит все списывать только на некоммерционализированность
Интернета. Даже если удастся включить Интернет в сферу функционирования
свободного рынка, что, судя по всему, почему-то является для
нас проблемой номер один, человеческие контакты в Сети вряд
ли повсеместно приобретут характер деловых связей. Существуют
особенности виртуальных коммуникаций, которые прямо провоцируют
их эмоциональный характер.
Во-первых, даже назвавшись в "приватности" своим реальным
именем, человек остается не более чем образом, "строчками
на экране монитора". От реального человека остаются только
мысли, эмоции и т.п. в меру способностей переданные в письменном
виде. В силу этого его собеседник не имеет о своем визави
никакой информации, даже первичной, считываемой при визуальном
контакте. Поэтому каждый встреченный человек в Сети - это
изначально ТАЙНА, ЗАГАДКА. Непонятное же всегда притягивает,
загадка требует отгадки. И если человек открывается, причем
только тебе, то это придает отношениям определенную интимность.
Весьма значимо и такое следствие анонимности, как отсутствие
ответственности. Случайность встреч плюс всегда существующая
возможность в любой момент прервать связь и навсегда исчезнуть
в не имеющей границ Сети позволяет людям вести себя несколько
иначе, чем в реальности. Как правило, этот фактор позволяет
собеседникам быть более откровенными, открытыми, чем в реальности.
Возникает эффект "разговора в поезде", когда незнакомым людям
выворачивают душу наизнанку, потому что понимают, что при
малейшем желании возможности встретиться после разговора уже
не будет.
Мне могут возразить - если карнавальность действительно присуща
только чатам, то доверительное общение может возникнуть (и
возникает) практически на всех ресурсах, где есть возможность
знакомства людей и их последующего общения. Абсолютно согласен.
Но есть одно "но".
Практически всегда доверительность возникает, развивается
и заканчивается в так называемых приватных средствах интернет-коммуникации,
которые предназначены только для двоих и закрыты от всех остальных
- e-mail, ICQ и др. Но только в чатах подобные средства ("шепот",
"приват") встроены в ресурс изначально и существует возможность
перейти на доверительную ступень, оставаясь в общем пространстве
действа, не покидая его. И это не случайно.
Дело в том, что в чатах наиболее комфортные условия для того,
чтобы доверительные отношения могли реализовываться не только
"путем взаимной переписки", но и в социуме, а близкие, эмоционально
окрашенные отношения объединяли не только двоих, но целую
группу людей. Стабильность состава "завсегдатаев", взаимное
переплетение доверительных отношений, очень часто в итоге
оборачивается тем, что "сумма разрозненных индивидов" становится
теплой компанией друзей.
Именно в доверительном общении, которое в чатах возникает
не только "за кадром", но и в "открытом эфире", реализуется
вторая социальная функция чата - коммуникативная. Чат становится
не только любимой и захватывающей игрой, но и местом (часто
- единственным), где человек может встретить дорогих и близких
ему людей.
Замечу в скобках, что хотя обе функции чата - и коммуникативная,
и творческая взаимопереплетены, тем не менее чаще всего именно
в "карнавальном" общении человек оценивает людей и производит
"первичный отбор" тех, кто ему интересен. Таким образом, карнавальность
является весьма значимым условием формирования "виртуальных
компаний", которые в дальнейшем общении активно используют
уже как карнавальное, так и доверительное общение, свободно
переходя от задушевных разговоров к карнавальному шоу.
А так как подобных социальных групп в пространстве чата может
быть множество и они большей частью взаимопересекаются, то
мы можем говорить о формировании на базе чатов полноценных
социумов в виртуальном пространстве с общей идеологией, культурными
традициями, своеобразной историей и т.п.
Но, как говорится в сказках: "Виртуальные социумы - это уже
совсем другая история..."
Об аторе
Вадим Юрьевич Нестеров
- социолог, журналист, веб-менеджер. Сфера интересов в психологии
- особенности коммуникативных процессов в глобальных компьютерных
сетях.
Почитать другие работы этого автора:
|