САКБАЕВ А. А.
Различия
осознаваемых мотивов
у подростков
с разной степенью компьютерной ориентированности
Материалы
конференции
"Человек в психологии: ориентиры исследований в новом
столетии"
(20 апреля 2001 года)
Караганда: Изд-во Каргу, 2001
В связи с нарастающей интенсификацией
процессов компьютеризации общества все больший вес приобретают
вопросы, связанные с тем, какое влияние оказывает глобальная
информатизация на личность. Различные аспекты этой проблемной
области разрабатываются психологами сравнительно давно.
В частности О.К.Тихомировым и его учениками О.Н.Арестовой,
Л.Н.Бабаниным, Ю.Д.Бабаевой, А.Е.Войскунским и многими другими
велись и ведутся исследования структурных и функциональных
изменений в психической деятельности человека при взаимодействии
с компьютером. Эти изменения затрагивают познавательную,
коммуникативную и личностную сферы, трансформируют операциональное
звено деятельности, пространственно-временные характеристики
взаимодействия субъект-субъект и субъект-информационная
система, процессы целеполагания, потребностно-мотивационную
регуляцию деятельности.
Вместе с тем, несмотря на имеющиеся
фундаментальные разработки этой проблемы, осуществленные
в школе О.К. Тихомирова и вскрывающие общие закономерности
мотивации пользователя, несмотря на разработку проблем виртуальной
реальности, мотивация различных групп пользователей, относящихся
к разным возрастным или профессиональным категориям, еще
мало изучена.
Исследование этих аспектов мотивации
могло бы уточнить некоторые общие положения, уже известные
психологической науке, а также решить ряд прикладных задач.
Особенный интерес может представлять изучение мотивации
взаимодействия с компьютером у подростков и юношей - в период,
когда образование важнейших составляющих личности и самосознания
человека во многих аспектах только начинается и далеко от
своего завершения, но вместе с тем, уже можно говорить об
автономизации личности ребенка от взрослых и об открытии
им возможностей дальнейшего самостоятельного развития. Этот
период является своеобразным переломным моментом в развитии
человека, и увлечение компьютером может способствовать как
дальнейшему прогрессу в становлении личности, так и формированию
пассивной зависимости от компьютера, тормозящей ее развитие.
Исследования в области психологии
мотивации компьютерно-ориентированных подростков только
начинаются, и их результаты позволяют ставить новые проблемы. Одной
из них становится проблема того, каким образом деятельность
с компьютером, в которую включены подростки, отражается
в их самосознании со стороны своих мотивов.Именно этот аспект
послужил отправной точкой нашего исследования.
Нас интересовало, с какой системой
мотивов компьютерно-ориентированые подростки соотносят различные
ситуации взаимодействия с компьютером (ситуации, игры, обучения
и др.). Мы опирались на понимание мотивов, сложившееся в
школе А.Н.Леонтьева. Различные виды мотивов выделяют в зависимости
от того предмета, на который направлена деятельность. Под
мотивацией в широком смысле подразумевается то, ради чего
человек выполняет ту или иную деятельность. Всякая деятельность
осуществляется вследствии какого-либо внутреннего импульса
(потребности) и ради некоторой внешней по отношению к ней
ценности. Эти отношения и образуют два полюса реальной мотивационной
системы. Таким образом, мотив - это предмет, на который
направлена деятельность, соответствующий некоторой человеческой
потребности.Феноменологически мотивация проявляется в эмоциональной
окраске событий и действий субъекта, в направленности и
селективности человеческой деятельности в системе ценностей
и предпочтений.
Изучение системы мотивов компьютерно-ориентированных подростков
прежде всего выдвигало методическую задачу поиска способа
определения как наличия такой ориентированности, так и степени
ее выраженности. В качестве такового была использована анкета
"Я и компьютер", разработанная Петербургскими психологами
О.Н.Черемисиной, Б.Л.Бардиер с целью создания инструмента,
способного оценить, "измерить" компьютерную увлеченность.
Кроме того, для определения компьютерной ориентированности
подростков в качестве косвенного метода мы использовали тест
смысложизненных ориентаций (СЖО) в адаптации Д.А.Леонтьева.
Основанием для выбора этого теста послужило следующее: в исследовании
Ю.В.Фомичевой, А.Г.Шмелева, И.В.Бурмистрова было показано,
что с увеличением игрового опыта с компьютером локус контроля
сдвигается в интернальную область. Все 6 шкал теста СЖО значимо
коррелируют с общей интернальностью по тесту уровня субъективного
контроля. Мы предполагаем, что увеличение игрового опыта можно
рассматривать как следствие ориентации подростка на взаимодействие
с компьютером. Наличие связи показателей анкеты и СЖО может
дать дополнительную инфомацию о природе влияния информационных
технологий на подростка. Забегая вперед, скажем, что наши
предположения подтвердились, при сравнении показателей анкеты
и теста выявлена значимая корреляционная связь(r=0.65, p<0.001).
Предположив, что деятельность,
опосредованная современными информационными технологиями,
отражается в системе мотивов личности, мы поставили перед
собой задачу адекватного описания этой системы. Для этого
мы решили воспользоваться методами психосемантического подхода
к исследованию мотивации через исследование категориальных
структур индивидуального сознания. Исходным образцом для
составления методики мы взяли исследование мотивационной
сферы личности, проведенное В.Ф.Петренко; также использовались
рекомендации к составлению оценочных решеток Дж. Келли.
Методика была составлена таким образом чтобы изучить мотивацию
в трех сферах: общение, компьютерная игра и компьютер. На
основании данных анкеты и теста в изучаемой выборке были
выделены две подвыборки: подростки с высоким индексом компьютерной
ориентированности и подростки с низким индексом компьютерной
ориентированности.
Данные, полученные с помощью
психосемантических решеток были подвергнуты факторному анализу
центроидным методом. В каждой изучаемой сфере выделилось
по три значимых фактора, только в одном случае их было четыре:
в сфере взаимодействия с компьютером в у испытуемых с низкой
компьютерной ориентированностью, причем, все факторы оказались
однополюсными. Отсюда можно сделать вывод о низкой дифференцированности
осознаваемых мотивов взаимодействия в системе "человек-компьютер"
у подростков этой группы.
Рассмотрим различия, выделенные
в мотивационной сфере у подростков с высоким и низким индексом
компьютерной ориентированности.
Первые такие различия мы наблюдаем
в системе мотивов, прявляющихся в общении. Если в группе
с высокой ориентированностью первый фактор связан с мотивами
достижения (желание сделать карьеру, желание самосовершенствования),
то в группе с низкой ориентированностью первый фактор связан
с мотивами, выражающими потребность во внимании, с желанием
утвердиться в глазах других. Это можно понимать так, что
ситуация общения актуализирует у представителей разных групп
разные системы мотивов, если для первых общение - это в
первую очередь возможность развития, самосовершенствования,
то для вторых это возможность привлечь к себе внимание,
показать себя; также разницу осознаваемых мотивов в сфере
общения можно объяснить тем, что в обоих случаях ведущим
мотивом является повышение собственной значимости в глазах
окружающих, но реализуются они разными способами: в первом
случае мы видим направленность в будущее, во втором - удовлетворение
сиюминутных потребностей. В первом случае порождаются смыслы,
выполняющие такую функцию, как создание перспективы развития,
во втором случае смысл ситуативный и этой функции не выполняет.
В обеих группах выделился фактор,
нагруженный такими мотивами, как желание отдохнуть, отвлечься.
В группе с высокой ориентированностью он на втором месте,
в группе с низкой ориентированностью - на третьем. Видимо
для первой группы ситуация общения актуализирует гедонистические
мотивы в большей степени, чем у второй группы. Во второй
группе второй фактор собрал такие мотивы, как боязнь быть
непонятым, любовь к другому, т. е. связанные с потребностью
аффилиации. В группе с высокой ориентированностью такие
мотивы не выделились.
Третий фактор в группе подростков
с высокой ориентированностью включает такие мотивы, как
эгоизм, негативизм, это может быть, связано с переживанием
собственной ценности и может быть одним из эффектов сдвига
локуса контроля в интернальную область.
Сравним различия мотивации в
интересующей нас области взаимодействия с компьютером.
В группе с высокой ориентированностью
ведущий фактор собрал такие мотивы, как желание самоутвердиться,
стремление к знаниям. Интересно, что сюда же попал такой
мотив, как подражание, который, возможно, отражает стремление
идентифицироваться с референтной группой. В ситуации взаимодействия
с компьютером у этой группы актуализируются познавательные
мотивы, мотивы самореализации, потребность быть с социумом.
В группе с низкой ориентированностью
ведущий фактор собрал такие мотивы как эгоизм, негативизм,
боязнь наказания и, с отрицательной нагрузкой, желание общаться,
стремление к знаниям. Вероятно, в ситуации взаимодействия
с компьютером представители этой группы видят в первую очередь
уход от общения, ориентацию на собственные интересы, отказ
от познания.
Второй фактор в обеих группах
собрал мотивы привлечения к себе внимания.
Третий фактор в группе с высокой
вовлеченностью собрал мотивы, отражающие ориентированность
подростков на себя. Можно предположить что в ситуации взаимодействия
с компьютером актуализируются мотивы, интерпретированные
нами "Я как ценность".
В группе с низкой ориентированностью
третий фактор собрал мотивы саморазвития. Четвертый фактор
в этой группе отражает гедонистические мотивы. Подростки
этой группы, видят в компьютере средство отдыха и развлечения.
По блоку "компьютерная игра"
первый фактор в обеих группах собрал одинаковые мотивы,
компьютерная игра выступает как способ привлечения внимания.
В обеих группах выделился фактор,
нагруженный мотивами аффилиации, но в группе с высокой ориентированностью
этот фактор имеет больший удельный вес и находиться на втором
месте, тогда как в группе с низкой ориентированностью -
на третьем. В группе с низкой ориентированностью второй
фактор собрал мотивы ухода от общения, центрации на себе.
Третий фактор в группе с высокой
ориентированностью включает мотивы отдыха, развлечения,
скорее всего, компьютерная игра для этой группы выполняет
развлекательную функцию.
Следует отметить, что в разных
изучаемых сферах взаимодействия в каждой группе выделились
сквозные системы мотивов. Так, в группе с высокой компьютерной
ориентированностью и в сфере общения, и в сфере взаимодействия
с компьютером наибольший удельный вес имеют мотивы достижения,
в то время как в группе с низкой ориентированностью во всех
сферах выделился блок мотивов привлечения внимания, (эти
мотивы выделились и в первой группе но при этом они не занимали
высокого положения в иерархии).
Обобщая, можно сказать, что
взаимодействие подростков с компьютером отражается на системе
мотивов таким образом: у подростков с высоким индексом компьютерной
ориентации более высокая осмысленность жизни; Локус контроля
сдвинут в интернальную область, преобладает мотивация достижения
успеха; ориентированность на будущее; ими в большей степени
осознаются мотивы самореализации; для них характерна большая
степень дифференцированности осознаваемых мотивов в области
взаимодействия с компьютером.
У подростков с низким индексом компьютерной ориентированности
отмечается тенденция к малой осмысленности жизни; Локус контроля
чаще находится в экстернальной области; преобладает мотивация
избегания неудачи; мотив повышения собственной оценки в глазах
окружающих реализуется через привлечение внимания произведенным
эффектом; осознаваемые мотивы самореализации имеют малую представленность
как в сфере общения, так и в сфере взаимодействия с компьютером.
Данные, полученные с помощью
факторного анализа, не дают возможности установить причинно-следственные
связи, но позволяют при содержательном анализе увидеть мир
"глазами испытуемого", реконструировать определенную картину
мира как микрокосм значений и смыслов.
Об авторе
Ахметжан Алтаевич Сакбаев
окончил Карагандинский Государственный Университет (2000).Тема
дипломной работы:"Изучение осознаваемой системы мотивов деятельности,
опосредованной компьютером, у компьютерно - ориентированных
подростков". В настоящее время учится в магистратуре Государственного
университета гуманитарных наук (ИП РАН) и является слушателем
Института европейских культур (РГГУ). Работает над созданием
Интернет-проекта посвященного когнитивной психологии.
|