Мышенкова А. Гендерные и возрастные аспекты использования Интернета
вниз


МЫШЕНКОВА Е.С.

III курс ФФСН БГУ
Отделение психологии
Курсовая работа
Минск 2000


Гендерные и возрастные аспекты использования Интернета
СОДЕРЖАНИЕ
  1. ВВЕДЕНИЕ
  2. МЕТОДИКА ИССЛЕДОВАНИЯ
  3. ОБЩИЕ ДАННЫЕ: ОБЗОР ПОЛУЧЕННЫХ ОТВЕТОВ
  4. ОБРАБОТКА И АНАЛИЗ ПОЛУЧЕННЫХ ДАННЫХ
  5. ВЫВОДЫ
  6. ЗАКЛЮЧЕНИЕ
  7. ЛИТЕРАТУРА



ВВЕДЕНИЕ


Одним из основных признаков современного общества является стремительное развитие компьютерных информационных технологий и систем телекоммуникаций. За последние годы в этой области произошел качественный скачок. В частности, Интернет стал новым слоем повседневной реальности и сферой жизнедеятельности огромного числа людей [9; 10]. Поэтому исследование деятельности людей, опосредованной компьютерами и другими элементами информационных технологий, представляет собой актуальную задачу для психологической науки. И если в процессе компьютеризации можно выделить множество различных аспектов, например, экономические, социальные и так далее, то для нас наибольший интерес представляет именно психологический аспект. В частности, нас интересовало восприятие пользователями русскоязычного Интернета (далее Рунета) компьютера, его в жизни общества и своей жизни, отношение к женской половине пользователей и эмоциональные аспекты работы с компьютером.

Еще один вопрос, касающийся пользователей сети Рунет, был интересен для нас: кто они? То есть социальная, демографическая, профессиональная специфика пользователей Рунета. И если за рубежом, существует огромное количество исследований по данному вопросу, то в Рунете данные исследования начались относительно недавно и как большие среди них можно выделить только некоторые.

Основываясь на опытах предыдущих исследований Рунета, мы предположили, что основные различия будут найдены между мужской и женской частью пользователей; что основным контингентом будут молодые мужчины (студенты и люди с высшим образованием); что компьютеру будет отводится довольно большая роль в будущем, а в отношении к женщине за компьютером будут наблюдаться самые разные и интересные различия.

Описанные выше вопросы как результаты нашего исследования будут рассмотрены в последующих главах данной работы.



МЕТОДИКА ИССЛЕДОВАНИЯ


На современном этапе уже существует опыт проведения психологических исследований в Интернете, в том числе и российский. Нужно отметить, что большинство публикаций, посвященных надежности и валидности данных исследований, отмечают, что надежность психологического исследования через Интернет не уменьшается в сравнении с аналогичными исследованиями, проводимыми традиционными способами.
Исходя из этих заключений, наше исследование проводилось именно через Интернет. А так как объектом изучения были пользователи Рунета, то наиболее оптимальной средой исследования пользователей стал именно Интернет.

Опрос проводился в июне-сентябре 1999 года. Первая анкета была получена 11 июня, а последняя пришла 24 сентября 1999 года.

Конкретным местонахождением анкеты нашего исследования был сайт белорусского информационного агентства "Экопресс" http://www.ecopress.org.by. Вся анкета располагалась на одной странице с сопроводительной инструкций, где было указано: кто проводит исследование, из какого учреждения, в каких целях и просьба участвовать и быть искренним.

Информация об исследовании распространялась несколькими способами:
  • через бесплатную доску объявлений "Психолог";
  • через конференции сети Фидонет, в темах которых была обозначена психология;
  • через Интернет-пейджер ICQ по системе "передай друзьям";
  • через рассылку писем по электронной почте e-mail;
  • через ссылку на женском сайте www.woman.ru.
В текстах объявлений и писем также присутствовали: просьба принять участие, информация о том, кто и зачем проводит исследование. Полученные данные были представлены в виде "вопрос:ответ" и присылались автоматически на адрес электронной почты e-mail автора.

Всего анкета содержала 28 вопросов. Условно их можно разделить на 4 основных блока, которые соответствовали основным интересующим нас областям: общая анкета (пол, возраст, образование и т.д.); профессионализм (стаж работы с ПК, наличие высшего "компьютерного" образования и т.д.); отношение к компьютеру и его рол в жизни (в том числе и эмоциональные аспекты работы пользователя с компьютером); и восприятие пользователями Рунета женщин за компьютером (при этом в вопросах присутствовало деление женщин на профессионалов-программистов и пользователей).

В анкете также можно выделить несколько вариантов ответов: открытые (где позволялось полностью вписывать свой текст ответа); закрытые (где можно было выбрать несколько вариантов ответов); закрытые альтернативные (где можно было выбрать только один вариант ответа из нескольких). Кроме всего прочего можно отметить наличие в анкете "провокационного" вопроса: "По-Вашему, могут ли мужчины работать с компьютером так же хорошо, производительно, как и женщины?" Результаты данного "эксперимента" приводятся в главе "Общие данные".


ОБЩИЕ ДАННЫЕ: ОБЗОР ПОЛУЧЕННЫХ ОТВЕТОВ


Всего на анкету откликнулось 112 человек. При этом необходимо отметить, что 2 анкеты (которые, кстати, заполняли мужчины) были признаны "недействительными" ввиду полной абсурдности ответов на самые волнующие открытые вопросы, из-за чего была поставлена под сомнение искренность в остальных вопросах. Данные анкеты в последующей обработке не участвовали.

В связи с этим необходимо отметить и характер пропусков вопросов или неоднозначных ответов (как то: многоточие, смайлики - то есть улыбки в сети Интернет, обозначаемые различными символами и буквами. Например, веселый - ;-) ). Если выделить среди опрошенных наиболее важные для нас группы: мужчин и женщин - то можно легко заметить, что подобных пропусков и неоднозначностей у мужчин гораздо больше (приблизительно 81% против 19% от всех недействительных ответов).

Кроме того, к половым различиям в ответах можно отнести и то, что в ответах мужчин гораздо чаще встречаются шутки, афоризмы, анекдоты, в то время как у женщин отмечается большая искренность и полнота ответов.

Если опрошенных разделить на две группы по наличию дома компьютера, то так же бросается в глаза то, что люди, имеющие его дома, чаще пропускают вопросы или дают неоднозначные ответы, чем те, у кого дома компьютер отсутствует (приблизительно 77 % против 23 %).

Те же различия не были отмечены в отношение возраста: и молодые люди, и люди более зрелого возраста приблизительно одинаково допускали такие оплошности в ответах (45 % против 55 %).

Среди ответивших мужчины составили приблизительно 76% (84 человека), а женщины - соответственно 24% (26 человек). Данные показатели практически повторяют результаты исследования на неофициальном сайте факультета психологии МГУ "Флогистоне" [1]. При этом в самом начале анкету заполняли в основном только мужчины. Однако после того как на сайте http://www.woman.ru появилось сообщение о проведении исследования, от женщин пришло приблизительно две трети всех "женских" анкет.

На вопрос о своем возрасте ответило 104 человека. При этом средний возраст составил 23,6 лет. Минимальный возраст опрошенных - 14 лет, максимальный - 43. В целом полученные данные напоминают результаты других исследований Рунета [1; 2; 3; 4]. Исключение составляют лишь люди старше 45 лет, которые в нашем опросе вообще не представлены. Однако это можно объяснить тем, что люди данного возраста практически не пользуются Интернет-пейджером ICQ и не посещают конференций Фидонета, откуда и были получены основные результаты. В возрасте пики пришлись на 23 года и 19 лет, что вновь и вновь подтверждает уже известные выводы о том, что Интернет сейчас в целом скорее молодежное сообщество.

Большинство ответивших на анкету имеют незаконченно высшее и высшее образование (соответственно 37 и 44 человека, что составляет 33,6 и 40% от ответивших). При этом учеников в нашем опросе участвовало 6 человек (5,5%); людей со средним и средне-специальным образованием - соответственно 7 и 14 человек (6,4 и 12,7%), а с незаконченным средне-специальным всего 2 человека (1,8%).

Доминирует технический тип образования - 60 человек (54,5%). Затем следует гуманитарный - 23 человека (20,9%), точное - 13 человек (11,8%), комбинированные варианты в сумме занимают 9,9%.

Доля холостых и незамужних среди респондентов составила 70,9%, женатых/замужних - 25,5%, разведенных - 3,6%.

В ответах на вопрос: к кому Вы себя относите? (можно было выбрать несколько вариантов) - можно отметить следующую тенденцию: к системным программистам относят себя 26 человек (23,6%), к программистам - 33 человека (30%), к пользователям - 62 человека (56,4%). При этом высшее "компьютерное" образование имеют 30 человек (27,7%), а самоучками называют себя 66 человек (60%). Остальные 12,7% посещали курсы разной степени сложности.

Дома компьютер имеют 80 опрошенных (72,7%).

В оценке своего уровня знаний наблюдается та же тенденция, что и в вопросе "к кому Вы себя относите": в целом лучше всего люди оценивают свой пользовательский уровень, чуть ниже - уровень в программировании и совсем мало людей (14,5%) довольны своим уровнем знаний в системном программировании.

В ответах о роли компьютера в жизни респондента на данный момент (можно было выбрать несколько вариантов) опрошенные отметили каждый из четырех вариантов(от 67 до 85,5%). При этом основная работа приходится на работу (76,4%), дом (70%), место учебы (30,9%), у друзей (30%).

Если говорить о первом месте встречи с компьютером, то 43,6% отметили учебное заведение, 26,4% - у друзей, 16,4% - дом, 8,2% - работу.

Характер встреч в первое время и сейчас практически не изменился, только количество случайных встреч с компьютером снизилось с 10% до 3,6%. А вот в как целом оценивают опрошенные чувство, с которым покидают компьютер:
  • зависит от обстоятельств (21 человек);
  • сожаление (23 человека);
  • хорошие чувства (19 человек);
  • отрицательные (19 человек).
Будущую роль компьютера в мире большинство респондентов оценивают как "большую" (67%). Роль компьютера в своей будущей жизни как большую отметили только 44%, 13 и 17% отметили соответственно работу и помощника. И только два человека ответили, что роль компьютера в их жизни будет уменьшаться.

В ответе на вопрос "Что Вы думаете о женщине профессионале-программисте?" чуть больше половины ответили, что относятся к этому хорошо, около 11% - плохо, а 10% вообще не верят в подобное "явление".

И тут наблюдаются различия с ответами на следующий вопрос - о женщине-пользователе: 64% относятся к ней хорошо, а 22% не видят в этом ничего особенного. И лишь 8% относятся к этому отрицательно.

Теперь о нашем провокационном вопрос: в ответах тут было продемонстрировано такое единодушие, которое встречалось только отдельных открытых вопросах. Лишь 3 человека сказали, что мужчины не могут обычно работать с компьютером лучше женщин (интересно отметить, что это были мужчины), 30,7% ответили, что пол не важен. Что мужчины могут обычно работать лучше, ответили 51,4%. И лишь 7,9% ответили, что мужчины могут работать гораздо лучше женщин.

Очень интересно отметить, что доля людей, желающих иметь супруга профессионала-программиста (31,4%) приблизительно равна доле людей, которые не хотят такого супруга (34,3%).


ОБРАБОТКА И АНАЛИЗ ПОЛУЧЕННЫХ ДАННЫХ
Анализ общих данных


Как уже неоднократно говорилось не только в этой работе, но и практически во всех предшествующих исследованиях, Интернет необходимо рассматривать как молодую и молодежную среду: наибольшее количество пользователей Рунета, в частности, составляют молодые люди в возрасте от 17 до 25 лет [1; 2; 3; 4]. Данные результаты представляются очень важными как для психологов, так и для специалистов из других областей (например, рекламы).

Данные по количеству женщин и мужчин среди испытуемых так же подкрепляются результатами других исследований: женщины в середине 1999 года составляли приблизительно 20-30% всех пользователей Рунета [1; 4; 5]. При этом по прогнозам канадской исследовательской группы Angus Reid Group в 2000 году предполагаются большие демографические изменения в отношении мужской и женской части пользователей Интернета: впервые количество женщин среди новых Интернет-пользователей может превзойти количество мужчин (54% к 46%). На сегодняшний день (апрель 2000 года) в сети Интернет насчитывается приблизительно 41% женщин (источник: http://www.emedia.ru). А учитывая, что Рунет является частью и копией Интернета, то вполне логично предположить, что подобные тенденции скорее всего затронут и Рунет.

Если говорить об образовании пользователей Рунета, то и тут наши данные совпадают с данными предыдущих исследований: подавляющее большинство составляют студенты и люди с высшим образованием (73,6%) [6]. Что касается типа образования, то преобладает техническое образование (54,5%), затем следует гуманитарное (20,9%). Эти данные объяснимы тем фактом, что для полноценной работы Интернетом необходимы немалые знания как самой сети, так и компьютера.

Этими же данными объясняется и положение респондентов в обществе: служащие (41,8%), студенты (35,5%). Учащиеся, рабочие и безработные представлены меньше (всего 21,8%).

Малоизученным, но интересным представляется вопрос о наличии семьи у пользователей Рунета: холостых/неженатых в нашем исследовании 70,9%, а женатых/замужних и разведенных вместе 29,1%.

Немаловажным является и тот факт, что среди пользователей Рунета только 27,3% имеют высшее "компьютерное" образование. Больше же половины респондентов (60%) считаются самоучками в области компьютеров. Этот вопрос тоже можно отнести к малоизученным, но весьма интересным для исследователей, в частности, Рунета. К сожалению, вообще отсутствуют какие-либо данные по этому аспекту специфики пользователей сети.

Самым понятным, на наш взгляд, является распределение ответов на вопрос о наличии компьютера дома: 72,7% ответили утвердительно. С недавнего времени компьютерные технологии и доступ к Интернету, в частности, становятся все более дешевыми и, следовательно, более доступными. Поэтому данный показатель никого не удивит.

Количество часов, проводимых за компьютером нашими респондентами, так же не противоречит, а только подтверждает данные предыдущих исследований: в большинстве своем отметили от 30 до 50 часов в неделю.
Весьма важным вопросом является оценка пользователями своего уровня знаний: вполне логично, что чем сложнее область технологий, тем меньше людей довольны своим уровнем. Так, на нашем примере это очень легко продемонстрировать:
 
Уровень знаний Доволен 50/50 Не доволен
в системном программировании 14,5 23,6 50,1
в программировании 18,2 33,6 41,8
пользовательский 65,5 25,5 6,4


Здесь необходимо отметить, что основные виды мотивации пользователей Рунета, выделенные в некоторых исследованиях [2; 3; 4; 7], не требуют каких-либо специальных, сложных навыков. Отсюда следует: для полноценного исследования Интернета и достижения желаемых результатов, как правило, достаточно хорошего пользовательского уровня, которого можно достигнуть и через самообучение.

Что касается оценки роли компьютера на данном этапе в жизни пользователей Интернета, то ответы распределились практически равномерно по всем вариантам (работа, развлечение, помощник, источник знаний и информации). Это говорит о том, что пользователи Рунета не довольствуются только отдельными возможностями компьютера, а используют его во всю его компьютерную мощь. (Если вспомнить результаты нашего прошлогоднего исследования, необходимо отметить, что люди, которые не используют Интернет и вообще редко работают с компьютером, отмечают среди ролей компьютера в их жизни только работу и иногда развлечение.) Кстати, наибольшее количество голосов получила роль компьютера как источника знаний и информации (85,5%). Этот факт хорошо иллюстрирует такую тенденцию изменения роли компьютера в жизни людей вообще: из рабочего инструмента (в самом начале своего существования) и игрушки (до недавнего времени) компьютер все больше играет обучающую и информационную роль в жизни общества. А это уже, в свою очередь, подтверждается фактом все большего распространения внедрения компьютера в самых разных областях деятельности человека. Вполне логичным является вывод, что в дальнейшем компьютер будет играть все бОльшую и бОльшую роль в жизни общества.

Можно сказать, что с этим нашим выводом согласилось 77,9% наших респондентов, отметивших роль компьютера в будущем в мире как "большую". Нельзя игнорировать и такой вариант ответа, как "прогресс ведет в тупик". Однако он представлен весьма малым количеством людей - 6,3%. Остальные 15,8% опрошенных были не так уверены в ведущей роли компьютера в жизни будущих поколений, но отмечали, что какую-нибудь роль он все-таки будет играть (вопрос только какую?).

Не так однозначны были ответы на вопрос о роли компьютера в личной жизни респондентов в будущем: отметили ее как большую только 44%, 15% не смогли конкретно определить ее, а 30% обозначили ее как "работа, помощник". Такое распределение ответов кажется немного странным, учитывая размах внедрения компьютера в жизнь общества и, в частности, ответы на вопрос о сегодняшней роли компьютера в жизни респондентов, рассмотренные выше. В рамках данного исследования так и не удалось хоть как-то объяснить такое обстоятельство.

Интересные результаты дала обработка ответов на вопрос: "В каком возрасте Вы впервые сели за компьютер?" Тут можно проанализировать целых три подвопроса: стаж работы с компьютером респондентов, годы, в которые к компьютеру приобщилось наибольшее количество ответивших, и непосредственно возраст приобщения к компьютеру: в Рунете сейчас больше всего людей со средним (относительно долгожительства более-менее современного компьютера в наших странах) стажем работы. Мало людей, у которых стаж работы очень большой (16-17 лет), но это объяснимо скорее всего тем, что Интернет, как уже говорилось выше, среда молодежная, а такой большой опыт работы говорит об уже "пожилом" для компьютера возрасте. А вопрос о таком небольшом количестве людей с маленьким стажем будет рассматриваться чуть ниже.

Если рассмотреть возраст приобщения к компьютеру, то пик приходится на 1990 год. Если разбить годы на периоды, то больше половины респондентов (54,5%) узнали компьютер в 1988-93 годах. Объяснить тот факт, что приобщившихся за последние 2 года пользователей у нас всего двое, можно со ссылкой на исследования [4], которые утверждают, что новичок в Интернете в первое время оказывается неприспособленным к новой реальности и поэтому очень редко сразу же "с головой" уходит в события сети.

Если же рассматривать непосредственно возраст респондента во время первого ознакомления с компьютером, то вполне ожидаемыми были следующие результаты:
 
Возраст Количество респондентов (%)
до 9 лет 14,3
10-16 лет 61,9
17-23 года 24,8
24 года и старше 2,0


Что демонстрируют данные цифры? В первую очередь то, большую роль в приобщении к компьютеру играет учебное заведение (школа, ВУЗ). Это подтверждают и ответы на вопрос, где же произошли эти первые встречи: 43,5% отметили учебное заведение, а 26,4% - друзей. Так же можно отметить "омоложение" той группы людей, которые только начинают знакомиться компьютерными технологиями (по сравнению с более ранними периодами развития компьютеров).

При рассмотрении динамики характера встреч с компьютером в самом начале и сейчас, то какие-то различия коснулись лишь обязательных встреч (раньше - 30%, сейчас - 24,5%), случайных (соответственно 10% и 3,6%) и необходимых (0 и 2,7%). Основная же масса ответов расположилась на отметке "желанные" (58,2% и 60,%). Это свидетельствует хоть и о легкой, но динамике в пользу желаемости и необходимости встреч с компьютером против случайных и обязательных встреч.

Эмоциональный характер общения с компьютером можно проследить через характер чувств, с которыми респонденты покидают компьютер. Сожаление от расставания, положительные и нормальные чувства испытывают 50,5% опрошенных. В зависимость от обстоятельств поставили данные свои чувства 21,7% респондентов. Отметили свои чувства как отрицательные 19,6%. В связи с чем наблюдается данная дифференциация чувств все еще остается неизвестным.

Наибольшее количество вариантов ответов было получено на вопрос об отношении к женщине-профессионалу программисту - 62 варианта из 99 ответов. Их удалось объединить в несколько категорий:
 
 
Отношение Респонденты (%)
хорошее 52,5
плохое 11,1
"параллельно" (все равно) 18,2
по-всякому бывает 8,1
не верю 10,1


О чем говорят данные цифры? Если половина респондентов и принимает этот факт, характеризуя свое отношение как хорошее, то чуть более 20% относятся к этому плохо или вообще не верят в данное "явление". Это говорит скорее о том, что приблизительно четверть пользователей до сих пор не хотят принимать тот факт, что женщины могут работать с компьютером как профессионалы и даже весьма продуктивно... Что это - стереотип? Или что-то другое? Возможно, дальнейшие исследования помогут раскрыть этот вопрос, если эта четверть опрошенных не передумает к тому времени.

Большее единогласие проявили респонденты в ответе на вопрос об их отношении к женщине-пользователю: хорошо к этому относятся и считают это само собой разумеющимся 85,4% ответивших. Остальные или относятся плохо к этому, или отвечают "по-разному бывает...".

Результаты этих двух последних вопросов говорят о том, что на современном этапе женщину за компьютером готовы видеть скорее пользователем, чем профессионалом-программистом. Возникает вопрос на будущее: изменится ли сегодняшнее восприятие женщины за компьютером или нет? Примут ли ее как профессионала в данных кругах?

А вот что касается работы мужчин за компьютером, то 57,4% респондентов сходятся во мнении, что мужчины могут работать лучше женщин, а иногда даже гораздо лучше. 31,7% убеждены, что пол в этом вопросе не играет самую важную роль. А всего 3% уверены, что женщины могут работать лучше мужчин. Очень интересно, что в этом вопросе самый большой процент тех, кто затруднился ответить: почти 8%. Эти цифры подтверждают выводы, сделанные чуть выше: об отношении к женщине за компьютером. Большинство до сих пор уверено, что мужчины работают лучше. Однако и тут многие делали оговорки в своих ответах: "смотря какую область работ с компьютером иметь в виду - техническую, художественную, программистскую и т.д.. Опять же трудно сказать, как будут развиваться подобные отношения в будущем.

Еще один вопрос из той же области: хотите ли Вы иметь супруга профессионала-программиста? Приблизительно одинаковое количество хочет и нет (по 31,4 и 34,3% соответственно). Однако еще 14,75 ответили, что хотят иметь супруга хотя бы пользователя. Возможно, имеется в виду, что очень скоро компьютер будет играть довольно большую роль и уже сейчас практически всем необходимы хотя бы начальные навыки работы с технологиями.

Таким образом, становится очевидным, что большинство пользователей приписывают в будущем компьютеру большую роль как в своей жизни, так и в жизни всего мира вообще. Но при этом пользователи Рунета не ограничиваются какой-либо одной функцией компьютера, а используют его как можно полнее. Но еще не все из них признают за женщиной право наравне с мужчиной работать с компьютером. При этом эмоциональная окраска в работе с компьютером в большинстве случаев положительная, и если раньше в значительной мере присутствовали случайные и обязательные встречи с компьютером, то сейчас у подавляющего большинства они желанные и даже необходимые.

Если попробовать написать "портрет" среднестатистического пользователя Рунета, то скорее всего получится следующее описание: это молодой мужчина (от 19 до 25 лет), он студент или уже получил высшее образование, причем скорее всего техническое; живет он где-то в европейской части России; он холост, в области компьютеров самоучка, имеет дома компьютер, выше всего оценивает свой пользовательский уровень знаний, за компьютером проводит от 30 до 50 часов в неделю, в равной степени одинаково использует все возможности компьютера; за компьютер впервые сел в средних классах школы или у друзей дома, причем встречи в самом начале знакомства с компьютером, и встречи сейчас - желанны; заканчивает работу с компьютером или с положительными чувствами, или с сожалением из-за расставания, в будущем приписывает компьютеру большую роль как в мире вообще, так и в своей жизни в частности; положительно относится к приобщению женщин к работе с компьютером, но считает, что мужчины работают все-таки лучше, хочет иметь супруга профессионала-программиста или хотя бы пользователя. [Это описание очень напоминает результаты исследования на "Флогистоне"[1]].


Сравнение мужчин и женщин


В этом разделе будут рассмотрены только те вопросы, в которых обнаружена статистически значимая разница между мужчинами и женщинами (значимость различий определялась многофункциональным критерием Фишера).

Самое первое, бросающееся в глаза отличие мужчин от женщин: тип образования. Среди женщин гораздо больше людей с гуманитарным образованием, в то время как среди мужчин преобладает технический тип. Различие достоверно на 1%-ном уровне, т.е. вероятность того, что различия все-таки недостоверны, составляет 1%. Эти цифры демонстрируют тот факт, что Интернет из области работы и общения узкого круга специалистов все больше начинает напоминать структуру реального общества и тенденции в нем. Известно, что среди женщин большинство имеет гуманитарное образование, и, следовательно, вполне логично предположить, что в Интернете женщины будут представлены в большинстве именно "гуманитариями".

Интересно отметить, что среди женщин ни одна не отнесла себя к системным программистам, и только одна назвалась программистом. Почти все женщины отнесли себя к пользователям. В то же время среди мужчин было выявлено:
системных программистов - 31%;
программистов - 39,3%;
пользователей - 46,4%.
Это подтверждает вышеизложенные выводы, что женщин сейчас среди программистов очень мало.
Отсюда вполне логично вытекают различия по вопросу о своем уровне знаний: женщины (с достоверностью различий на 1%-ном уровне) в общей массе своей не довольны уровнем знаний в программировании и системном программировании, тогда как среди мужчин таких людей гораздо меньше. В то же время очень интересно, что среди женщин ни одна не оценила свой пользовательский уровень как недостаточный, хотя среди мужчин таких нашлось 8,6%.

Если сравнивать значение компьютера для женщин и мужчин, то оно приблизительно одинаково по всем пунктам кроме одного: женщины (с достоверностью на 5%-ном уровне) реже называют компьютер помощником, чем мужчины. Скорее всего, это происходит из-за того, что на современном этапе или женщины еще не освоили в полной мере эту функцию компьютера, или пока что он им в этой роли сейчас особо и не нужен.

Бросается в глаза динамика характера встреч с компьютером у женщин. И если у мужчин этот характер не изменился за время использования компьютера (приблизительно 65% встреч и тогда, и сейчас желанные, приблизительно 20% - обязательные), то у женщин почти в два раза уменьшилось количество обязательных встреч и увеличилось количество желанных. При это характер встреч с компьютером на сегодняшний день у женщин и мужчин практически идентичен по всем пунктам. Возможно, это объясняется тем, что раньше компьютер был исключительно мужской работой (даже средний возраст приобщения мужчин приблизительно 13,5 лет, а у женщин - 15 лет). Логично предположить, что через несколько лет эта ситуация изменится и у женщин, как и у мужчин, характер встреч не будет так кардинально изменяться и большинство встреч будет желанными.

Между тем, женщины практически единогласно (95,65%) признали будущую роль компьютера в мире очень большой. С достоверностью на 5%-ном уровне этот показатель отличается от мужского (где большую роль отметили только 70%). Можно даже сказать, что если мужчины уже привыкли к компьютеру и изучили его от и до, то у женщин в силу вышеописанных причин "все еще впереди".

Что касается отношения к женщине за компьютером, то вполне ожидаемые ответы были получены от женщин: только одна из них ответила, что плохо к этому относится. Остальные сошлись во мнении, что это хорошо или так и должно быть. У мужчин же только около половины думают так же, остальные голоса распределились по другим вариантам ответов (например, плохо относятся к женщине-профессионалу или не верят, что такое возможно 26% мужчин.).

Еще одно, последнее отличие мужчин от женщин в ответах было обнаружено в вопросе "Хотите ли иметь супруга профессионала-программиста?". С достоверностью на 1%-ном уровне гораздо больше людей среди мужчин, в отличие от женщин, не желают создавать семью с таким человеком. Возможно, это вызвано тем, что приблизительно столько же человек (35%) не видят ничего хорошего в том, что женщина работает за компьютером на профессиональном уровне.

Таким образом, почти по половине вопросов обнаруживается разница между мужчинами и женщинами за компьютером и их отношением к этой области действительности. Следовательно, вполне правомерно говорить о наличии на современном этапе половых различий в сфере компьютерных технологий.


Сравнение молодежи и людей зрелого возраста


Сразу необходимо оговориться, что в нашем случае данное деление очень условно, т.к. самому "старому" респонденту в исследовании всего 42 года. Было принято, что молодежью будут называться пользователи до 23 лет включительно, а взрослыми, соответственно, люди старше 23 лет.

Итак, между этими двумя группами были обнаружены следующие отличия:
  • среди взрослых (с достоверностью на 1%-ном уровне) гораздо больше людей с техническим образованием, в то время как среди молодежи больше доля людей с гуманитарным типом. Похоже, это объяснимо динамикой развития и распространением в последнее время гуманитарных наук, поэтому вполне логично, что молодежь нередко предпочитает именно их;

  • среди молодежи больше, чем среди взрослых, доля самоучек;

  • подавляющее большинство взрослых (86,7%) общаются с компьютером на работе, среди молодых же 80% работают с ним дома. Это можно объяснить тем фактом, что большинство взрослых обозначили свои первые встречи с компьютером как обязательные, а среди молодежи эта цифра составляет 68,3%.Вероятнее всего, взрослым пришлось пережить плановое, т.е. насильное внедрение компьютеров в их жизнь, в то время как на современном этапе молодежь уже с самого начала сама хочет работать с компьютером;

  • молодежь практически единогласна во мнении, что в будущем компьютер будет играть очень большую роль, тогда как взрослые не отводят компьютеру такую уж ведущую роль (только 64,9% согласны с молодежью, остальные же не так в этом уверены). Возможно, это молодой оптимизм и взрослая трезвость взглядов или же наоборот молодежный реализм;

  • считает вполне обычной работу женщин за компьютером большинство взрослых, радостно удивлены этим большинство молодежи. Похоже, что немалую роль тут сыграл жизненный опыт;

  • в среднем молодежь проводит за компьютером больше времени, чем взрослые (соответственно "50 часов в неделю и больше" и 40-50 часов". Последняя цифра, кстати, очень похожа на средний показатель работы с компьютером в пятидневную рабочую неделю, т.е. на рабочем месте).
Таким образом, были обнаружены и различия между взрослыми и молодыми пользователями Рунета и их взглядами. Однако сейчас трудно предположить, чем это объясняется: опытом взрослых или бОльшим уровнем в компьютерных технологиях молодых? Время покажет, какова будет тенденция в дальнейшем.


ВЫВОДЫ


Итак, были обнаружены достоверные различия между женской и мужской частью пользователей, между жителями разных стран и, наконец, между разными возрастными группами. Основные различия касались, как и предполагалось, основных блоков исследования, а именно:
  • анкетных данных (т.е. возраст, образование, семейное положение и т.д.);
  • восприятия компьютера и его роли в личной жизни и жизни общества;
  • и, наконец, взглядов на женщину за компьютером.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ


В данной работе были исследованы некоторые аспекты (в частности, психологические) компьютеризации людей на современном этапе. Учитывая очень большую скорость развития компьютерных технологий и особенно Интернета, очень важно иметь самые свежие данные, т.к. то, что было актуально в этой области вчера, будет неактуально завтра.

Однако нами были обнаружены некоторые вопросы, различия по которым подтверждаются в каждом новом исследовании Интернета. Это, например, касается половых различий, о которых правомерно говорить как об основных в данной области. Именно различия между мужчинами и женщинами в данном исследовании и явились центральным вопросом этой работы.

Повторение результатов от исследования к исследованию позволяет говорить о том, что появился новый надежный способ проведения экспериментов и новая немаловажная область исследования для науки и в первую очередь для психологии, т.к. сеть создана людьми и для людей.

Многие вопросы остались незатронутыми, т.к. важной характеристикой опросника в Интернете является его краткость и малый объем. Но это оставляет большое поле для дальнейших исследований и экспериментов. А данная работа позволяет выявить недостатки, достоинства и основные направления работы с людьми в Интернете.


СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
  1. Жичкина А. Е., Ефимов К. Ю. "Результаты исследования поведения в Интернете"
    http://flogiston.ru/projects/articles/oprosrezults.shtml

  2. Арестова О. Н., Л. Н. Бабанин, А. Е. Войскунский. Региональная специфика сообщества российских пользователей сети Интернет
    http://www.relarn.ru:8082/conf/conf97/10.html

  3. Арестова О.Н., Бабанин Л.Н., Войскунский А.Е. Социальная и демографическая динамика сообщества пользователей компьютерных сетей
    http://www.relarn.ru:8082/human/dynamics.txt

  4. Результаты опроса пользователей Интернет 1998 г.
    http://www.relarn.ru:8082/human/poll1998.txt

  5. Отчет об опросе участников 6-й Всероссийской конференции RELARN'99
    http://www.relarn.ru:8082/human/relarn99.html

  6. Арестова О.Н., Войскунский А.Е. Исследование половых различий при работе с интернетом на примере российских пользователей.
    http://www.relarn.ru:8082/human/woman.txt.

  7. Арестова О.Н., Бабанин Л.Н., Войскунский А.Е. Мотивация пользователей Интернета.
    http://www.relarn.ru:8082/human/motivation.txt

  8. Минаков А. Некоторые психологические свойства и особенности Интернет как нового слоя реальности
    http://psynet.by.ru/texts/minakov.htm

  9. Сатин Д.К. "Интернет как среда проведения психологических исследований"
    http://www.psychology.ru/internet/ecology/05.stm

  10. Жичкина А.Е. "О возможностях психологических исследований в сети Интернет" Психологический Журнал, 2000, том 21, № 2, с. 75-78
    http://flogiston.ru/projects/articles/websurvey.shtml

  11. Артур Введенский "Интернет как диагноз"
    http://inter.net.ru/

  12. Белинская Е.П., Жичкина А.Е. Пространство, населенное Другими
    http://inter.net.ru/16/28.html

  13. Жичкина А.Е. Социально-психологические аспекты общения в Интернете.
    http://flogiston.ru/projects/articles/refinf.shtml


Об аторе

Елена Сергеевна МЫШЕНКОВА - отделение психологии Белорусского государственного университета (специальность - социальная психология). Сфера научных интересов - гендерные различия, Интернет и компьютер вообще, экзистенциально-гуманистический подход в психологии, консультирование.

наверх
С 16.02.2003 эту статью прочитали человек (а).
about psynet.by.ru гостевая книга обратная связь email
назад вперед
rax.ru
Сайт создан в системе uCoz