МЫШЕНКОВА Е.С.
III курс ФФСН БГУ
Отделение психологии
Курсовая работа
Минск 2000
Гендерные
и возрастные аспекты использования Интернета СОДЕРЖАНИЕ
- ВВЕДЕНИЕ
- МЕТОДИКА ИССЛЕДОВАНИЯ
- ОБЩИЕ ДАННЫЕ: ОБЗОР ПОЛУЧЕННЫХ ОТВЕТОВ
- ОБРАБОТКА И АНАЛИЗ ПОЛУЧЕННЫХ ДАННЫХ
- ВЫВОДЫ
- ЗАКЛЮЧЕНИЕ
- ЛИТЕРАТУРА
ВВЕДЕНИЕ
Одним из основных признаков современного общества является
стремительное развитие компьютерных информационных технологий
и систем телекоммуникаций. За последние годы в этой области
произошел качественный скачок. В частности, Интернет стал
новым слоем повседневной реальности и сферой жизнедеятельности
огромного числа людей [9; 10]. Поэтому исследование деятельности
людей, опосредованной компьютерами и другими элементами информационных
технологий, представляет собой актуальную задачу для психологической
науки. И если в процессе компьютеризации можно выделить множество
различных аспектов, например, экономические, социальные и
так далее, то для нас наибольший интерес представляет именно
психологический аспект. В частности, нас интересовало восприятие
пользователями русскоязычного Интернета (далее Рунета) компьютера,
его в жизни общества и своей жизни, отношение к женской половине
пользователей и эмоциональные аспекты работы с компьютером.
Еще один вопрос, касающийся пользователей сети Рунет, был
интересен для нас: кто они? То есть социальная, демографическая,
профессиональная специфика пользователей Рунета. И если за
рубежом, существует огромное количество исследований по данному
вопросу, то в Рунете данные исследования начались относительно
недавно и как большие среди них можно выделить только некоторые.
Основываясь на опытах предыдущих исследований Рунета, мы предположили,
что основные различия будут найдены между мужской и женской
частью пользователей; что основным контингентом будут молодые
мужчины (студенты и люди с высшим образованием); что компьютеру
будет отводится довольно большая роль в будущем, а в отношении
к женщине за компьютером будут наблюдаться самые разные и
интересные различия.
Описанные выше вопросы как результаты нашего исследования
будут рассмотрены в последующих главах данной работы.
МЕТОДИКА ИССЛЕДОВАНИЯ
На современном этапе уже существует опыт проведения психологических
исследований в Интернете, в том числе и российский. Нужно
отметить, что большинство публикаций, посвященных надежности
и валидности данных исследований, отмечают, что надежность
психологического исследования через Интернет не уменьшается
в сравнении с аналогичными исследованиями, проводимыми традиционными
способами.
Исходя из этих заключений, наше исследование проводилось именно
через Интернет. А так как объектом изучения были пользователи
Рунета, то наиболее оптимальной средой исследования пользователей
стал именно Интернет.
Опрос проводился в июне-сентябре 1999 года. Первая анкета
была получена 11 июня, а последняя пришла 24 сентября 1999
года.
Конкретным местонахождением анкеты нашего исследования был
сайт белорусского информационного агентства "Экопресс" http://www.ecopress.org.by. Вся анкета располагалась на
одной странице с сопроводительной инструкций, где было указано:
кто проводит исследование, из какого учреждения, в каких целях
и просьба участвовать и быть искренним.
Информация об исследовании распространялась несколькими способами:
- через бесплатную доску объявлений "Психолог";
- через конференции сети Фидонет, в темах которых была
обозначена психология;
- через Интернет-пейджер ICQ по системе "передай друзьям";
- через рассылку писем по электронной почте e-mail;
- через ссылку на женском сайте www.woman.ru.
В текстах объявлений и писем также присутствовали: просьба
принять участие, информация о том, кто и зачем проводит исследование.
Полученные данные были представлены в виде "вопрос:ответ"
и присылались автоматически на адрес электронной почты e-mail
автора.
Всего анкета содержала 28 вопросов. Условно их можно разделить
на 4 основных блока, которые соответствовали основным интересующим
нас областям: общая анкета (пол, возраст, образование и т.д.);
профессионализм (стаж работы с ПК, наличие высшего "компьютерного"
образования и т.д.); отношение к компьютеру и его рол в жизни
(в том числе и эмоциональные аспекты работы пользователя с
компьютером); и восприятие пользователями Рунета женщин за
компьютером (при этом в вопросах присутствовало деление женщин
на профессионалов-программистов и пользователей).
В анкете также можно выделить несколько вариантов ответов:
открытые (где позволялось полностью вписывать свой текст ответа);
закрытые (где можно было выбрать несколько вариантов ответов);
закрытые альтернативные (где можно было выбрать только один
вариант ответа из нескольких). Кроме всего прочего можно отметить
наличие в анкете "провокационного" вопроса: "По-Вашему, могут
ли мужчины работать с компьютером так же хорошо, производительно,
как и женщины?" Результаты данного "эксперимента" приводятся
в главе "Общие данные".
ОБЩИЕ ДАННЫЕ: ОБЗОР ПОЛУЧЕННЫХ ОТВЕТОВ
Всего на анкету откликнулось 112 человек. При этом необходимо
отметить, что 2 анкеты (которые, кстати, заполняли мужчины)
были признаны "недействительными" ввиду полной абсурдности
ответов на самые волнующие открытые вопросы, из-за чего была
поставлена под сомнение искренность в остальных вопросах.
Данные анкеты в последующей обработке не участвовали.
В связи с этим необходимо отметить и характер пропусков вопросов
или неоднозначных ответов (как то: многоточие, смайлики -
то есть улыбки в сети Интернет, обозначаемые различными символами
и буквами. Например, веселый - ;-) ). Если выделить среди
опрошенных наиболее важные для нас группы: мужчин и женщин
- то можно легко заметить, что подобных пропусков и неоднозначностей
у мужчин гораздо больше (приблизительно 81% против 19% от
всех недействительных ответов).
Кроме того, к половым различиям в ответах можно отнести и
то, что в ответах мужчин гораздо чаще встречаются шутки, афоризмы,
анекдоты, в то время как у женщин отмечается большая искренность
и полнота ответов.
Если опрошенных разделить на две группы по наличию дома компьютера,
то так же бросается в глаза то, что люди, имеющие его дома,
чаще пропускают вопросы или дают неоднозначные ответы, чем
те, у кого дома компьютер отсутствует (приблизительно 77 %
против 23 %).
Те же различия не были отмечены в отношение возраста: и молодые
люди, и люди более зрелого возраста приблизительно одинаково
допускали такие оплошности в ответах (45 % против 55 %).
Среди ответивших мужчины составили приблизительно 76% (84
человека), а женщины - соответственно 24% (26 человек). Данные
показатели практически повторяют результаты исследования на
неофициальном сайте факультета психологии МГУ "Флогистоне"
[1]. При этом в самом начале анкету заполняли в основном только
мужчины. Однако после того как на сайте http://www.woman.ru появилось
сообщение о проведении исследования, от женщин пришло приблизительно
две трети всех "женских" анкет.
На вопрос о своем возрасте ответило 104 человека. При этом
средний возраст составил 23,6 лет. Минимальный возраст опрошенных
- 14 лет, максимальный - 43. В целом полученные данные напоминают
результаты других исследований Рунета [1; 2; 3; 4]. Исключение
составляют лишь люди старше 45 лет, которые в нашем опросе
вообще не представлены. Однако это можно объяснить тем, что
люди данного возраста практически не пользуются Интернет-пейджером
ICQ и не посещают конференций Фидонета, откуда и были получены
основные результаты. В возрасте пики пришлись на 23 года и
19 лет, что вновь и вновь подтверждает уже известные выводы
о том, что Интернет сейчас в целом скорее молодежное сообщество.
Большинство ответивших на анкету имеют незаконченно высшее
и высшее образование (соответственно 37 и 44 человека, что
составляет 33,6 и 40% от ответивших). При этом учеников в
нашем опросе участвовало 6 человек (5,5%); людей со средним
и средне-специальным образованием - соответственно 7 и 14
человек (6,4 и 12,7%), а с незаконченным средне-специальным
всего 2 человека (1,8%).
Доминирует технический тип образования - 60 человек (54,5%).
Затем следует гуманитарный - 23 человека (20,9%), точное -
13 человек (11,8%), комбинированные варианты в сумме занимают
9,9%.
Доля холостых и незамужних среди респондентов составила 70,9%,
женатых/замужних - 25,5%, разведенных - 3,6%.
В ответах на вопрос: к кому Вы себя относите? (можно было
выбрать несколько вариантов) - можно отметить следующую тенденцию:
к системным программистам относят себя 26 человек (23,6%),
к программистам - 33 человека (30%), к пользователям - 62
человека (56,4%). При этом высшее "компьютерное" образование
имеют 30 человек (27,7%), а самоучками называют себя 66 человек
(60%). Остальные 12,7% посещали курсы разной степени сложности.
Дома компьютер имеют 80 опрошенных (72,7%).
В оценке своего уровня знаний наблюдается та же тенденция,
что и в вопросе "к кому Вы себя относите": в целом лучше всего
люди оценивают свой пользовательский уровень, чуть ниже -
уровень в программировании и совсем мало людей (14,5%) довольны
своим уровнем знаний в системном программировании.
В ответах о роли компьютера в жизни респондента на данный
момент (можно было выбрать несколько вариантов) опрошенные
отметили каждый из четырех вариантов(от 67 до 85,5%). При
этом основная работа приходится на работу (76,4%), дом (70%),
место учебы (30,9%), у друзей (30%).
Если говорить о первом месте встречи с компьютером, то 43,6%
отметили учебное заведение, 26,4% - у друзей, 16,4% - дом,
8,2% - работу.
Характер встреч в первое время и сейчас практически не изменился,
только количество случайных встреч с компьютером снизилось
с 10% до 3,6%. А вот в как целом оценивают опрошенные чувство,
с которым покидают компьютер:
- зависит от обстоятельств (21 человек);
- сожаление (23 человека);
- хорошие чувства (19 человек);
- отрицательные (19 человек).
Будущую роль компьютера в мире большинство респондентов оценивают
как "большую" (67%). Роль компьютера в своей будущей жизни
как большую отметили только 44%, 13 и 17% отметили соответственно
работу и помощника. И только два человека ответили, что роль
компьютера в их жизни будет уменьшаться.
В ответе на вопрос "Что Вы думаете о женщине профессионале-программисте?"
чуть больше половины ответили, что относятся к этому хорошо,
около 11% - плохо, а 10% вообще не верят в подобное "явление".
И тут наблюдаются различия с ответами на следующий вопрос
- о женщине-пользователе: 64% относятся к ней хорошо, а 22%
не видят в этом ничего особенного. И лишь 8% относятся к этому
отрицательно.
Теперь о нашем провокационном вопрос: в ответах тут было продемонстрировано
такое единодушие, которое встречалось только отдельных открытых
вопросах. Лишь 3 человека сказали, что мужчины не могут обычно
работать с компьютером лучше женщин (интересно отметить, что
это были мужчины), 30,7% ответили, что пол не важен. Что мужчины
могут обычно работать лучше, ответили 51,4%. И лишь 7,9% ответили,
что мужчины могут работать гораздо лучше женщин.
Очень интересно отметить, что доля людей, желающих иметь супруга
профессионала-программиста (31,4%) приблизительно равна доле
людей, которые не хотят такого супруга (34,3%).
ОБРАБОТКА И АНАЛИЗ ПОЛУЧЕННЫХ ДАННЫХ
Анализ общих данных
Как уже неоднократно говорилось не только в этой работе, но
и практически во всех предшествующих исследованиях, Интернет
необходимо рассматривать как молодую и молодежную среду: наибольшее
количество пользователей Рунета, в частности, составляют молодые
люди в возрасте от 17 до 25 лет [1; 2; 3; 4]. Данные результаты
представляются очень важными как для психологов, так и для
специалистов из других областей (например, рекламы).
Данные по количеству женщин и мужчин среди испытуемых так
же подкрепляются результатами других исследований: женщины
в середине 1999 года составляли приблизительно 20-30% всех
пользователей Рунета [1; 4; 5]. При этом по прогнозам канадской
исследовательской группы Angus Reid Group в 2000 году предполагаются
большие демографические изменения в отношении мужской и женской
части пользователей Интернета: впервые количество женщин среди
новых Интернет-пользователей может превзойти количество мужчин
(54% к 46%). На сегодняшний день (апрель 2000 года) в сети
Интернет насчитывается приблизительно 41% женщин (источник:
http://www.emedia.ru). А учитывая, что Рунет является частью
и копией Интернета, то вполне логично предположить, что подобные
тенденции скорее всего затронут и Рунет.
Если говорить об образовании пользователей Рунета, то и тут
наши данные совпадают с данными предыдущих исследований: подавляющее
большинство составляют студенты и люди с высшим образованием
(73,6%) [6]. Что касается типа образования, то преобладает
техническое образование (54,5%), затем следует гуманитарное
(20,9%). Эти данные объяснимы тем фактом, что для полноценной
работы Интернетом необходимы немалые знания как самой сети,
так и компьютера.
Этими же данными объясняется и положение респондентов в обществе:
служащие (41,8%), студенты (35,5%). Учащиеся, рабочие и безработные
представлены меньше (всего 21,8%).
Малоизученным, но интересным представляется вопрос о наличии
семьи у пользователей Рунета: холостых/неженатых в нашем исследовании
70,9%, а женатых/замужних и разведенных вместе 29,1%.
Немаловажным является и тот факт, что среди пользователей
Рунета только 27,3% имеют высшее "компьютерное" образование.
Больше же половины респондентов (60%) считаются самоучками
в области компьютеров. Этот вопрос тоже можно отнести к малоизученным,
но весьма интересным для исследователей, в частности, Рунета.
К сожалению, вообще отсутствуют какие-либо данные по этому
аспекту специфики пользователей сети.
Самым понятным, на наш взгляд, является распределение ответов
на вопрос о наличии компьютера дома: 72,7% ответили утвердительно.
С недавнего времени компьютерные технологии и доступ к Интернету,
в частности, становятся все более дешевыми и, следовательно,
более доступными. Поэтому данный показатель никого не удивит.
Количество часов, проводимых за компьютером нашими респондентами,
так же не противоречит, а только подтверждает данные предыдущих
исследований: в большинстве своем отметили от 30 до 50 часов
в неделю.
Весьма важным вопросом является оценка пользователями своего
уровня знаний: вполне логично, что чем сложнее область технологий,
тем меньше людей довольны своим уровнем. Так, на нашем примере
это очень легко продемонстрировать:
Уровень знаний |
Доволен |
50/50 |
Не доволен |
в системном программировании |
14,5 |
23,6 |
50,1 |
в программировании |
18,2 |
33,6 |
41,8 |
пользовательский |
65,5 |
25,5 |
6,4 |
Здесь необходимо отметить, что основные виды мотивации пользователей
Рунета, выделенные в некоторых исследованиях [2; 3; 4; 7],
не требуют каких-либо специальных, сложных навыков. Отсюда
следует: для полноценного исследования Интернета и достижения
желаемых результатов, как правило, достаточно хорошего пользовательского
уровня, которого можно достигнуть и через самообучение.
Что касается оценки роли компьютера на данном этапе в жизни
пользователей Интернета, то ответы распределились практически
равномерно по всем вариантам (работа, развлечение, помощник,
источник знаний и информации). Это говорит о том, что пользователи
Рунета не довольствуются только отдельными возможностями компьютера,
а используют его во всю его компьютерную мощь. (Если вспомнить
результаты нашего прошлогоднего исследования, необходимо отметить,
что люди, которые не используют Интернет и вообще редко работают
с компьютером, отмечают среди ролей компьютера в их жизни
только работу и иногда развлечение.) Кстати, наибольшее количество
голосов получила роль компьютера как источника знаний и информации
(85,5%). Этот факт хорошо иллюстрирует такую тенденцию изменения
роли компьютера в жизни людей вообще: из рабочего инструмента
(в самом начале своего существования) и игрушки (до недавнего
времени) компьютер все больше играет обучающую и информационную
роль в жизни общества. А это уже, в свою очередь, подтверждается
фактом все большего распространения внедрения компьютера в
самых разных областях деятельности человека. Вполне логичным
является вывод, что в дальнейшем компьютер будет играть все
бОльшую и бОльшую роль в жизни общества.
Можно сказать, что с этим нашим выводом согласилось 77,9%
наших респондентов, отметивших роль компьютера в будущем в
мире как "большую". Нельзя игнорировать и такой вариант ответа,
как "прогресс ведет в тупик". Однако он представлен весьма
малым количеством людей - 6,3%. Остальные 15,8% опрошенных
были не так уверены в ведущей роли компьютера в жизни будущих
поколений, но отмечали, что какую-нибудь роль он все-таки
будет играть (вопрос только какую?).
Не так однозначны были ответы на вопрос о роли компьютера
в личной жизни респондентов в будущем: отметили ее как большую
только 44%, 15% не смогли конкретно определить ее, а 30% обозначили
ее как "работа, помощник". Такое распределение ответов кажется
немного странным, учитывая размах внедрения компьютера в жизнь
общества и, в частности, ответы на вопрос о сегодняшней роли
компьютера в жизни респондентов, рассмотренные выше. В рамках
данного исследования так и не удалось хоть как-то объяснить
такое обстоятельство.
Интересные результаты дала обработка ответов на вопрос: "В
каком возрасте Вы впервые сели за компьютер?" Тут можно проанализировать
целых три подвопроса: стаж работы с компьютером респондентов,
годы, в которые к компьютеру приобщилось наибольшее количество
ответивших, и непосредственно возраст приобщения к компьютеру:
в Рунете сейчас больше всего людей со средним (относительно
долгожительства более-менее современного компьютера в наших
странах) стажем работы. Мало людей, у которых стаж работы
очень большой (16-17 лет), но это объяснимо скорее всего тем,
что Интернет, как уже говорилось выше, среда молодежная, а
такой большой опыт работы говорит об уже "пожилом" для компьютера
возрасте. А вопрос о таком небольшом количестве людей с маленьким
стажем будет рассматриваться чуть ниже.
Если рассмотреть возраст приобщения к компьютеру, то пик приходится
на 1990 год. Если разбить годы на периоды, то больше половины
респондентов (54,5%) узнали компьютер в 1988-93 годах. Объяснить
тот факт, что приобщившихся за последние 2 года пользователей
у нас всего двое, можно со ссылкой на исследования [4], которые
утверждают, что новичок в Интернете в первое время оказывается
неприспособленным к новой реальности и поэтому очень редко
сразу же "с головой" уходит в события сети.
Если же рассматривать непосредственно возраст респондента
во время первого ознакомления с компьютером, то вполне ожидаемыми
были следующие результаты:
Возраст |
Количество респондентов (%) |
до 9 лет |
14,3 |
10-16 лет |
61,9 |
17-23 года |
24,8 |
24 года и старше |
2,0 |
Что демонстрируют данные цифры? В первую очередь то, большую
роль в приобщении к компьютеру играет учебное заведение (школа,
ВУЗ). Это подтверждают и ответы на вопрос, где же произошли
эти первые встречи: 43,5% отметили учебное заведение, а 26,4%
- друзей. Так же можно отметить "омоложение" той группы людей,
которые только начинают знакомиться компьютерными технологиями
(по сравнению с более ранними периодами развития компьютеров).
При рассмотрении динамики характера встреч с компьютером в
самом начале и сейчас, то какие-то различия коснулись лишь
обязательных встреч (раньше - 30%, сейчас - 24,5%), случайных
(соответственно 10% и 3,6%) и необходимых (0 и 2,7%). Основная
же масса ответов расположилась на отметке "желанные" (58,2%
и 60,%). Это свидетельствует хоть и о легкой, но динамике
в пользу желаемости и необходимости встреч с компьютером против
случайных и обязательных встреч.
Эмоциональный характер общения с компьютером можно проследить
через характер чувств, с которыми респонденты покидают компьютер.
Сожаление от расставания, положительные и нормальные чувства
испытывают 50,5% опрошенных. В зависимость от обстоятельств
поставили данные свои чувства 21,7% респондентов. Отметили
свои чувства как отрицательные 19,6%. В связи с чем наблюдается
данная дифференциация чувств все еще остается неизвестным.
Наибольшее количество вариантов ответов было получено на вопрос
об отношении к женщине-профессионалу программисту - 62 варианта
из 99 ответов. Их удалось объединить в несколько категорий:
Отношение |
Респонденты (%) |
хорошее |
52,5 |
плохое |
11,1 |
"параллельно" (все равно) |
18,2 |
по-всякому бывает |
8,1 |
не верю |
10,1 |
О чем говорят данные цифры? Если половина респондентов и принимает
этот факт, характеризуя свое отношение как хорошее, то чуть
более 20% относятся к этому плохо или вообще не верят в данное
"явление". Это говорит скорее о том, что приблизительно четверть
пользователей до сих пор не хотят принимать тот факт, что
женщины могут работать с компьютером как профессионалы и даже
весьма продуктивно... Что это - стереотип? Или что-то другое?
Возможно, дальнейшие исследования помогут раскрыть этот вопрос,
если эта четверть опрошенных не передумает к тому времени.
Большее единогласие проявили респонденты в ответе на вопрос
об их отношении к женщине-пользователю: хорошо к этому относятся
и считают это само собой разумеющимся 85,4% ответивших. Остальные
или относятся плохо к этому, или отвечают "по-разному бывает...".
Результаты этих двух последних вопросов говорят о том, что
на современном этапе женщину за компьютером готовы видеть
скорее пользователем, чем профессионалом-программистом. Возникает
вопрос на будущее: изменится ли сегодняшнее восприятие женщины
за компьютером или нет? Примут ли ее как профессионала в данных
кругах?
А вот что касается работы мужчин за компьютером, то 57,4%
респондентов сходятся во мнении, что мужчины могут работать
лучше женщин, а иногда даже гораздо лучше. 31,7% убеждены,
что пол в этом вопросе не играет самую важную роль. А всего
3% уверены, что женщины могут работать лучше мужчин. Очень
интересно, что в этом вопросе самый большой процент тех, кто
затруднился ответить: почти 8%. Эти цифры подтверждают выводы,
сделанные чуть выше: об отношении к женщине за компьютером.
Большинство до сих пор уверено, что мужчины работают лучше.
Однако и тут многие делали оговорки в своих ответах: "смотря
какую область работ с компьютером иметь в виду - техническую,
художественную, программистскую и т.д.. Опять же трудно сказать,
как будут развиваться подобные отношения в будущем.
Еще один вопрос из той же области: хотите ли Вы иметь супруга
профессионала-программиста? Приблизительно одинаковое количество
хочет и нет (по 31,4 и 34,3% соответственно). Однако еще 14,75
ответили, что хотят иметь супруга хотя бы пользователя. Возможно,
имеется в виду, что очень скоро компьютер будет играть довольно
большую роль и уже сейчас практически всем необходимы хотя
бы начальные навыки работы с технологиями.
Таким образом, становится очевидным, что большинство пользователей
приписывают в будущем компьютеру большую роль как в своей
жизни, так и в жизни всего мира вообще. Но при этом пользователи
Рунета не ограничиваются какой-либо одной функцией компьютера,
а используют его как можно полнее. Но еще не все из них признают
за женщиной право наравне с мужчиной работать с компьютером.
При этом эмоциональная окраска в работе с компьютером в большинстве
случаев положительная, и если раньше в значительной мере присутствовали
случайные и обязательные встречи с компьютером, то сейчас
у подавляющего большинства они желанные и даже необходимые.
Если попробовать написать "портрет" среднестатистического
пользователя Рунета, то скорее всего получится следующее описание:
это молодой мужчина (от 19 до 25 лет), он студент или уже
получил высшее образование, причем скорее всего техническое;
живет он где-то в европейской части России; он холост, в области
компьютеров самоучка, имеет дома компьютер, выше всего оценивает
свой пользовательский уровень знаний, за компьютером проводит
от 30 до 50 часов в неделю, в равной степени одинаково использует
все возможности компьютера; за компьютер впервые сел в средних
классах школы или у друзей дома, причем встречи в самом начале
знакомства с компьютером, и встречи сейчас - желанны; заканчивает
работу с компьютером или с положительными чувствами, или с
сожалением из-за расставания, в будущем приписывает компьютеру
большую роль как в мире вообще, так и в своей жизни в частности;
положительно относится к приобщению женщин к работе с компьютером,
но считает, что мужчины работают все-таки лучше, хочет иметь
супруга профессионала-программиста или хотя бы пользователя.
[Это описание очень напоминает результаты исследования на
"Флогистоне"[1]].
Сравнение мужчин и женщин
В этом разделе будут рассмотрены только те вопросы, в которых
обнаружена статистически значимая разница между мужчинами
и женщинами (значимость различий определялась многофункциональным
критерием Фишера).
Самое первое, бросающееся в глаза отличие мужчин от женщин:
тип образования. Среди женщин гораздо больше людей с гуманитарным
образованием, в то время как среди мужчин преобладает технический
тип. Различие достоверно на 1%-ном уровне, т.е. вероятность
того, что различия все-таки недостоверны, составляет 1%. Эти
цифры демонстрируют тот факт, что Интернет из области работы
и общения узкого круга специалистов все больше начинает напоминать
структуру реального общества и тенденции в нем. Известно,
что среди женщин большинство имеет гуманитарное образование,
и, следовательно, вполне логично предположить, что в Интернете
женщины будут представлены в большинстве именно "гуманитариями".
Интересно отметить, что среди женщин ни одна не отнесла себя
к системным программистам, и только одна назвалась программистом.
Почти все женщины отнесли себя к пользователям. В то же время
среди мужчин было выявлено:
системных программистов - 31%;
программистов - 39,3%;
пользователей - 46,4%.
Это подтверждает вышеизложенные выводы, что женщин сейчас
среди программистов очень мало.
Отсюда вполне логично вытекают различия по вопросу о своем
уровне знаний: женщины (с достоверностью различий на 1%-ном
уровне) в общей массе своей не довольны уровнем знаний в программировании
и системном программировании, тогда как среди мужчин таких
людей гораздо меньше. В то же время очень интересно, что среди
женщин ни одна не оценила свой пользовательский уровень как
недостаточный, хотя среди мужчин таких нашлось 8,6%.
Если сравнивать значение компьютера для женщин и мужчин, то
оно приблизительно одинаково по всем пунктам кроме одного:
женщины (с достоверностью на 5%-ном уровне) реже называют
компьютер помощником, чем мужчины. Скорее всего, это происходит
из-за того, что на современном этапе или женщины еще не освоили
в полной мере эту функцию компьютера, или пока что он им в
этой роли сейчас особо и не нужен.
Бросается в глаза динамика характера встреч с компьютером
у женщин. И если у мужчин этот характер не изменился за время
использования компьютера (приблизительно 65% встреч и тогда,
и сейчас желанные, приблизительно 20% - обязательные), то
у женщин почти в два раза уменьшилось количество обязательных
встреч и увеличилось количество желанных. При это характер
встреч с компьютером на сегодняшний день у женщин и мужчин
практически идентичен по всем пунктам. Возможно, это объясняется
тем, что раньше компьютер был исключительно мужской работой
(даже средний возраст приобщения мужчин приблизительно 13,5
лет, а у женщин - 15 лет). Логично предположить, что через
несколько лет эта ситуация изменится и у женщин, как и у мужчин,
характер встреч не будет так кардинально изменяться и большинство
встреч будет желанными.
Между тем, женщины практически единогласно (95,65%) признали
будущую роль компьютера в мире очень большой. С достоверностью
на 5%-ном уровне этот показатель отличается от мужского (где
большую роль отметили только 70%). Можно даже сказать, что
если мужчины уже привыкли к компьютеру и изучили его от и
до, то у женщин в силу вышеописанных причин "все еще впереди".
Что касается отношения к женщине за компьютером, то вполне
ожидаемые ответы были получены от женщин: только одна из них
ответила, что плохо к этому относится. Остальные сошлись во
мнении, что это хорошо или так и должно быть. У мужчин же
только около половины думают так же, остальные голоса распределились
по другим вариантам ответов (например, плохо относятся к женщине-профессионалу
или не верят, что такое возможно 26% мужчин.).
Еще одно, последнее отличие мужчин от женщин в ответах было
обнаружено в вопросе "Хотите ли иметь супруга профессионала-программиста?".
С достоверностью на 1%-ном уровне гораздо больше людей среди
мужчин, в отличие от женщин, не желают создавать семью с таким
человеком. Возможно, это вызвано тем, что приблизительно столько
же человек (35%) не видят ничего хорошего в том, что женщина
работает за компьютером на профессиональном уровне.
Таким образом, почти по половине вопросов обнаруживается разница
между мужчинами и женщинами за компьютером и их отношением
к этой области действительности. Следовательно, вполне правомерно
говорить о наличии на современном этапе половых различий в
сфере компьютерных технологий.
Сравнение молодежи и людей зрелого возраста
Сразу необходимо оговориться, что в нашем случае данное деление
очень условно, т.к. самому "старому" респонденту в исследовании
всего 42 года. Было принято, что молодежью будут называться
пользователи до 23 лет включительно, а взрослыми, соответственно,
люди старше 23 лет.
Итак, между этими двумя группами были обнаружены следующие
отличия:
- среди взрослых (с достоверностью на 1%-ном уровне) гораздо
больше людей с техническим образованием, в то время как
среди молодежи больше доля людей с гуманитарным типом.
Похоже, это объяснимо динамикой развития и распространением
в последнее время гуманитарных наук, поэтому вполне логично,
что молодежь нередко предпочитает именно их;
- среди молодежи больше, чем среди взрослых, доля самоучек;
- подавляющее большинство взрослых (86,7%) общаются с
компьютером на работе, среди молодых же 80% работают с
ним дома. Это можно объяснить тем фактом, что большинство
взрослых обозначили свои первые встречи с компьютером
как обязательные, а среди молодежи эта цифра составляет
68,3%.Вероятнее всего, взрослым пришлось пережить плановое,
т.е. насильное внедрение компьютеров в их жизнь, в то
время как на современном этапе молодежь уже с самого начала
сама хочет работать с компьютером;
- молодежь практически единогласна во мнении, что в будущем
компьютер будет играть очень большую роль, тогда как взрослые
не отводят компьютеру такую уж ведущую роль (только 64,9%
согласны с молодежью, остальные же не так в этом уверены).
Возможно, это молодой оптимизм и взрослая трезвость взглядов
или же наоборот молодежный реализм;
- считает вполне обычной работу женщин за компьютером
большинство взрослых, радостно удивлены этим большинство
молодежи. Похоже, что немалую роль тут сыграл жизненный
опыт;
- в среднем молодежь проводит за компьютером больше времени,
чем взрослые (соответственно "50 часов в неделю и больше"
и 40-50 часов". Последняя цифра, кстати, очень похожа
на средний показатель работы с компьютером в пятидневную
рабочую неделю, т.е. на рабочем месте).
Таким образом, были обнаружены и различия между взрослыми
и молодыми пользователями Рунета и их взглядами. Однако сейчас
трудно предположить, чем это объясняется: опытом взрослых
или бОльшим уровнем в компьютерных технологиях молодых? Время
покажет, какова будет тенденция в дальнейшем.
ВЫВОДЫ
Итак, были обнаружены достоверные различия между женской и
мужской частью пользователей, между жителями разных стран
и, наконец, между разными возрастными группами. Основные различия
касались, как и предполагалось, основных блоков исследования,
а именно:
- анкетных данных (т.е. возраст, образование, семейное
положение и т.д.);
- восприятия компьютера и его роли в личной жизни и жизни
общества;
- и, наконец, взглядов на женщину за компьютером.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В данной работе были исследованы некоторые аспекты (в частности,
психологические) компьютеризации людей на современном этапе.
Учитывая очень большую скорость развития компьютерных технологий
и особенно Интернета, очень важно иметь самые свежие данные,
т.к. то, что было актуально в этой области вчера, будет неактуально
завтра.
Однако нами были обнаружены некоторые вопросы, различия по
которым подтверждаются в каждом новом исследовании Интернета.
Это, например, касается половых различий, о которых правомерно
говорить как об основных в данной области. Именно различия
между мужчинами и женщинами в данном исследовании и явились
центральным вопросом этой работы.
Повторение результатов от исследования к исследованию позволяет
говорить о том, что появился новый надежный способ проведения
экспериментов и новая немаловажная область исследования для
науки и в первую очередь для психологии, т.к. сеть создана
людьми и для людей.
Многие вопросы остались незатронутыми, т.к. важной характеристикой
опросника в Интернете является его краткость и малый объем.
Но это оставляет большое поле для дальнейших исследований
и экспериментов. А данная работа позволяет выявить недостатки,
достоинства и основные направления работы с людьми в Интернете.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
- Жичкина А. Е., Ефимов К. Ю. "Результаты исследования
поведения в Интернете"
http://flogiston.ru/projects/articles/oprosrezults.shtml
- Арестова О. Н., Л. Н. Бабанин, А. Е. Войскунский. Региональная
специфика сообщества российских пользователей сети Интернет
http://www.relarn.ru:8082/conf/conf97/10.html
- Арестова О.Н., Бабанин Л.Н., Войскунский А.Е. Социальная
и демографическая динамика сообщества пользователей компьютерных
сетей
http://www.relarn.ru:8082/human/dynamics.txt
- Результаты опроса пользователей Интернет 1998 г.
http://www.relarn.ru:8082/human/poll1998.txt
- Отчет об опросе участников 6-й Всероссийской конференции
RELARN'99
http://www.relarn.ru:8082/human/relarn99.html
- Арестова О.Н., Войскунский А.Е. Исследование половых
различий при работе с интернетом на примере российских
пользователей.
http://www.relarn.ru:8082/human/woman.txt.
- Арестова О.Н., Бабанин Л.Н., Войскунский А.Е. Мотивация
пользователей Интернета.
http://www.relarn.ru:8082/human/motivation.txt
- Минаков А. Некоторые психологические свойства и особенности
Интернет как нового слоя реальности
http://psynet.by.ru/texts/minakov.htm
- Сатин Д.К. "Интернет как среда проведения психологических
исследований"
http://www.psychology.ru/internet/ecology/05.stm
- Жичкина А.Е. "О возможностях психологических исследований
в сети Интернет" Психологический Журнал, 2000, том 21,
№ 2, с. 75-78
http://flogiston.ru/projects/articles/websurvey.shtml
- Артур Введенский "Интернет как диагноз"
http://inter.net.ru/
- Белинская Е.П., Жичкина А.Е. Пространство, населенное
Другими
http://inter.net.ru/16/28.html
- Жичкина А.Е. Социально-психологические аспекты общения
в Интернете.
http://flogiston.ru/projects/articles/refinf.shtml
Об аторе
Елена Сергеевна МЫШЕНКОВА
- отделение психологии Белорусского государственного университета
(специальность - социальная психология). Сфера научных интересов
- гендерные различия, Интернет и компьютер вообще, экзистенциально-гуманистический
подход в психологии, консультирование.
Почитать другие работы этого автора:
|