Индивидуально-психологические
особенности пользователей сети Интернет
Конференция
"Психология
XXI века".
(Санкт-Петербург, 24.04.2001 - 26.04.2003)
Секция: "Психология общества". Доклад.
Человек стремится к оптимальному согласованию внешних
и внутренних условий своей деятельности, разных уровней
свой активности – начиная психической и кончая социально-психологической.
Показателем оптимальности является продуктивность деятельности:
при оптимальном согласовании происходит возрастание, умножение
психической и личностной активности. Ценность деятельности
для личности связана, прежде всего, с возможностью самовыражения,
применения своих способностей, с возможностью творчества.
Реально же не любая личность самовыражается в деятельности,
т.к. не любая деятельность отвечает притязаниям личности.
И тогда личность ищет возможность самовыражения в опосредованных
формах, например посредством Интернета, который с одной
стороны занимает всё более значимое место в жизнедеятельности
людей, а с другой вызывает серьёзные опасения в связи с
появлением феномена Интернет-зависимости или Интернет-аддикции.
Постановка проблемы, связанной с массовой коммуникацией
опосредованной Интернетом, ведется за рубежом ещё с 80-х
годов прошлого века, а в 90-х началась исследовательская
деятельность и в отечественной психологической среде.
Доктор Айвен Голдберг - автор термина "Интернет-зависимость"
(1996 г.), характеризует Интернет-зависимость как "оказывающую
пагубное воздействие на бытовую, учебную, социальную, рабочую,
семейную, финансовую или психологическую сферы деятельности".
Голдберг предпочитал использовать термин "патологическое
использование компьютера" (PCU – pathological computer use).
В настоящее время этот термин употребляется для более широкой
категории, в которой некто патологически использует компьютер
вообще, включая виды использования, не относящиеся к социальным,
а термин "Интернет-зависимость" используется для обозначения
патологического использования компьютера для вовлечения
в социальные взаимодействия.
Изучая теоретические аспекты феномена Интернет-зависимости
в работах многих исследователей данной проблемы, мы смогли
выделить некоторые основные поведенческие характеристики,
а также психологические и физиологические симптомы.
К основным поведенческим характеристикам относятся:
- Нежелание прервать работу в Интернете на некоторое
время;
- пренебрежение домашними делами, учебой или служебными
обязанностями и собственным здоровьем;
- разрушение семьи, потеря круга общения из-за поглощенности
Интернетом;
- недостаток физической активности;
Доктор М. Орзак выделила следующие психологические и физические
симптомы, характерные для PCU:
К психологическим симптомам
относятся:
- Хорошее самочувствие или эйфория за компьютером;
- Ощущения пустоты, депрессии, раздражения не за компьютером;
К физиологическим симптомам
относятся:
- Синдром карпального канала (туннельное поражение нервных
стволов руки, связанное с длительным перенапряжением
мышц);
- Нерегулярное питание, пропуск приемов пищи;
- Пренебрежение личной гигиеной.
К этому можно добавить часто встречающееся проявление крайнего
раздражения на отвлекающие факторы "реальной жизни" в момент
нахождения в киберпространстве.
Хочется отметить, что для К.Янг или Д.Гринфилда зависимость
от Интернета - явление основанное на проявлениях эскейпизма
(т.е. бегства в "виртуальную реальность" людей с низкой
самооценкой, тревожных, склонных к депрессии, ощущающих
свою незащищенность, одиноких или не понятых близкими, тяготящихся
своей работой, учебой или социальным окружением), а наряду
с этим - поиск новизны, стремление к постоянной стимуляции
чувств, эмоциональную привязанность (возможность выговориться,
быть эмпатийно понятым и принятым, освободиться тем самым
от острого переживания неприятностей в реальной жизни, получить
поддержку и одобрение); упоминается и удовольствие ощутить
себя "виртуозом" в применении компьютера для работы в Интернете.
Изучая данный феномен, мы предположили, что у большинства
пользователей сети Интернет наблюдается повышенный уровень
социальной фрустрированности; ряд конституционных факторов,
выделенных Р. Кеттеллом, имеют максимальную выраженность;
а так же, личностные особенности аддиктов могут отличаться
от личностных особенностей людей, не склонных к аддикции.
В исследовании, проведенном нами, выборку составили 20
человек в возрасте от 18 до 36 лет, средний возраст 26 лет,
65% женщин и 35% мужчин, все с образованием высшим и неоконченным
высшим, городские жители, в большинстве холостые и незамужние
(60%), у 25% есть дети. 40% опрошенных имеют стаж работы
в Интернете от полугода до трех лет, 60% - от трех и более.
60% респондентов посещают Интернет от 5 до 10 часов в неделю,
35% бывают в Интернете от 20 до 30 часов в неделю, 5% бывает
в Интернете более 40 часов в неделю.
Применив методику диагностики уровня социальной фрустрированности
Л. И. Вассермана, мы получили следующие данные: у 10% испытуемых
пониженный уровень социальной фрустрированности, у 25% -
неопределенный, 40% имеют умеренный уровень, 20% - повышенный
и у 5% очень высокий уровень фрустрированности, т.е. большая
часть испытуемых относится к группе риска людей, имеющих
психическое состояние напряжения, тревоги, отчаяния, возникающее
при столкновении человека с непреодолимыми препятствиями
(реальными или воображаемыми) на пути к достижению значимых
целей, удовлетворению потребностей.
По методике многофакторного исследования личности Р. Кеттелла
нами были выявлены преобладающие максимальные показатели
по группе факторов: при высокой интеллектуальности, смелости,
аналитичности и хорошей информированности, общительности,
артистичности, находчивости и групповой независимости у
респондентов наблюдаются неуступчивость и самоуверенность,
конфликтность и своенравность, эгоцентричность и ревнивость,
высокая тревожность, сензитивность, агрессивность.
Проанализировав полученные данные, можно сказать, что респонденты
- пользователи Интернета – это люди обладающие высоким интеллектом
и умеющие его использовать в достижении своих целей. Собранность
и сообразительность, абстрактность мышления и интеллектуальная
приспособляемость дают им возможность вливаться в виртуальные
сообщества и управлять ситуацией со стремлением к доминированию.
Самодостаточность и высокое самомнение проявляются нередко
в грубости и агрессивной враждебности. Наблюдается высокая
тревожность.
На следующем этапе нашего исследования, применив методику
выявления Интернет-аддикции - шкала "Интернет-зависимость"
из опросника "Поведение в Интернете", разработанного А.
Е. Жичкиной мы выявили, что: 40% принявших участие в исследовании
не имеют склонности к аддикции, 55% склонны к зависимости
и 5% явно зависимы от Интернета.
Из полученных данных, можно увидеть, что большой процент
(65%) пользователей подвержены состоянию фрустрации (отметим,
что чаще всего реакцией на состояние фрустрации является
возникновением внутренней тенденции к агрессивности, которая
либо сдерживается, проступая в виде раздражительности, либо
открыто прорывается в виде гнева и может повлечь за собой
аффект) и при высоких показателях интеллектуальности и общительности
имеются максимальные значения по факторам самоуверенность,
конфликтность, агрессивность. Для таких людей, анонимность
и условно безграничные возможности Интернета являются той
средой, в которой они могут себя чувствовать свободнее и
независимее, где состояние фрустрированности пропадает,
но при выходе из Интернета вновь возникает, что и подтверждают
данные полученные с помощью методики выявления Интернет-аддикции
(60%), со всеми вытекающими психологическими и физическими
симптомами, отмеченными нами выше.
В дальнейшем мы, основываясь на результатах полученных
с помощью методики выявления Интернет-аддикции А. Е Жичкиной,
разделили испытуемых на две группы, а именно на группу склонных
к зависимости, куда попали также и склонные, и группу не
склонных к аддикции пользователей. Сравнив показания в группах,
учитывая данные выявленные по методике Кеттела, можно заметить,
что склонность к зависимости основывается на ряде конституционных
личностных факторах, которые у первой группы более выражены:
непринужденность, работоспособность, стремление к доминированию,
упрямство, неуступчивость, независимость, общительность,
импульсивность, эгоцентричность, неуверенность в себе, себялюбие,
высокая тревожность, хрупкая эмоциональность и другие. Имея
в своем багаже такие факторы, люди ищут общения, потребность
в общении у них очень сильно выражена. Но в реальном мире,
из-за тревожности и неуверенности в себе, им труднее устанавливать
и поддерживать социальные контакты, а, учитывая возможности
Интернета для коммуникаций, они могут, как свободно перейти
к общению, так и свободно его прекратить. Многие исследователи
психологии Интернета отмечают также, что анонимность общения
в Интернете обогащает возможности самопрезентации человека,
предоставляя ему возможность не просто создавать о себе
впечатление по своему выбору, но и быть тем, кем он захочет.
То есть, особенности коммуникации в Интернете позволяют
человеку конструировать свою идентичность по своему выбору.
Изучение индивидуально-психологических особенностей людей
склонных к Интернет-зависимости позволяет на предварительных
этапах исследования сделать предположение, что большая часть
из них испытывает определенный психологический дискомфорт
в реальной жизни. Например, наличие высокой тревожности
обуславливает склонность к Интернет-зависимости более 50%
пользователей сети.
Сам феномен Интернет-аддикции постоянно видоизменяется
вместе со стремительным развитием Интернета и заслуживает
досконального изучения, в том числе методами психологического
исследования, поскольку за проявлениями зависимости от Интернета
нередко скрываются другие аддикции либо психические отклонения.
В дальнейшем мы будем и далее разрабатывать тему психологии
Интернета, изучая индивидуально-психологические особенности
пользователей, так как считаем, что причины склонности к
зависимости и возможной Интернет-аддикции кроятся не в Интернете,
а в самой личности для использования в профилактической
и коррекционной работе психологических служб.
Об аторе
Астафьев
Владимир Александрович - Донецкий Институт Рынка и Социальной
политики, факультет социальной политики, кафедра социальной
психологии. Сфера научных интересов - проблемы психологии
интернет-пользователей.
|