К обоснованию социокультурного подхода в анализе виртуальной реальности
I. С одной стороны, научная рефлексия проблем, связанных
с виртуальной реальностью вообще и с реальностью Интернет-коммуникации
в частности, только начинается и по насчитывает лет десять,
не более.
С другой - на сегодняшний день нет, пожалуй, другой области исследований, сравнимой с ней по динамике становления и развития.
Очевидная актуализация исследовательского интереса специалистов самых разных дисциплинарных принадлежностей к данной проблематике обусловлена, как представляется, двумя рядами факторов. Первые связаны со спецификой самого объекта исследования, вторые - с характеристиками той макрокультурной ситуации, в которой эти исследования разворачиваются.
Первая группа факторов может быть раскрыта через:
- саму динамику развития новых информационных технологий;
- "многомерность" виртуальной реальности с точки зрения
заложенных в ней функциональных возможностей - для многих
профессионалов она выступает как новое средство (массовой
информации, обучения, экономической и политической власти
и пр.)
Вторая группа факторов задается "созвучностью" самой феноменологии виртуальной реальности тому соционормативному канону человека и мира, который утверждается эпохой постмодерна. Остановимся на этом подробнее.
II. Представляется, что определенное соответствие
базовых особенностей виртуальной реальности этосу разворачивающегося
проекта постмодерна может быть раскрыто по следующим
пунктам:
- анонимность коммуникации в виртуальности
(Интернет никому не принадлежит и не контролируется, следовательно
- не управляется; не случайно основа всех социальных конфликтов
вокруг Интернета - неподконтрольность и уход от надзора
социальных институтов) - общий кризис рационализма сегодня,
утверждение иррациональности социального бытия, утрата
социальной реальностью своей определенности и устойчивости
(отсутствие "подлинного имени" многих вещей);
- построенное по принципу гипертекста виртуальное
пространство; возможность "игры" с ролями и построением
множественного "Я" в Интернете - реальность постмодерна
как принципиально множественная, следовательно, требующая
от человека постоянных переключений на различные социальные
ситуации (прерывистость повседневности);
- единственная реальность личности в виртуальности
суть реальность самопрезентации (создание WEB-страничек
как аналог "здесь был Вася") - сегодня "Я" как регулирующая
и смыслообразующая структура становится избыточным ("неуловимая
идентичность" человека эпохи постмодерна как "неуловимый
Джо", который на фиг никому не нужен); нужна только инсценировка
своей индивидуальности, в результате личность проявляет
себя лишь через "фасад" Я;
- характеристики социальных отношений в виртуальных
сетях - соответствующие изменения в характере
социальных сетей в реальности, задающие особенности современной
идентичности;
- виртуальность предлагает человеку максимум возможностей
для любого рода конструирования (как СМИ - в конструировании
новостей, как средство коммуникации - в конструировании
адресата сообщения, как сообщество - в конструировании
норм взаимодействия и пр.); "императив виртуализации"
утверждает власть образа: образа товара, имиджа политика,
модели дискурса, способа самопрезентации - постмодернистское
состояние неопределенности вызывает к жизни креативного
субъекта; в силу потери социальных ориентиров возрастает
необходимость конструирования социальных отношений.
III. Эти же факторы определяют и "проблемные
точки" в изучении виртуальной реальности, а именно:
- само явление виртуальной реальности неотделимо от ее
технологического обеспечения, следовательно, является
объектом рефлексии преимущественно специалистов в области
новых информационных технологий; в результате проблематика
часто сводится к программному обеспечению и т.п.;
- многофункциональность виртуальности позволяет различным специалистам выбрать свой, "любимый" фокус анализа и описывать ее в совокупностях своих дисциплинарных терминов; в результате - все как в притче о слоне, ощупываемом в темноте несколькими людьми. К тому же сами совокупности этих терминов родились исходно для исследования реальности, а не виртуальности, и в итоге специфика чего-либо в Интернете задается через противопоставление аналогичным штукам в реальности (что особенно ярко наблюдается при исследовании коммуникации).
То есть системное исследование виртуальной реальности сталкивается со всеми традиционными трудностями любого междисциплинарного исследования, оставаясь к тому же, как правило, на позициях реал-центризма, тем самым неявно предполагая, что ничего специфичного в ней нет.
- в силу "погруженности" Интернета в поле современных социокультурных тенденций (именно тенденций, ибо незавершенность проекта постмодерна заставляет говорить о нем как о потенциальности, особенно для нас) эти исследования сопровождаются известной полемичностью этических оценок самого феномена виртуальной реальности. Создается впечатление, что свою основную задачу исследователи видят в выяснении того, хорошо это или плохо, а не в прояснении вопроса, что же это такое вообще.
IV. Отмеченные трудности задают необходимость
методологического поиска, основные направления которого
могут обозначены следующим образом:
- прежде всего это касается выбора той или иной исследовательской парадигмы: при позитивистском выборе мы не можем ответить на вопрос о направлении той или иной причинной зависимости (как всегда при корреляционном исследовании) и теряем саму специфику объекта исследования, задаваемую процессом конструирования (если используем эксперимент); при феноменологическом - оказываемся "заперты" в определенную систему интерпретаций;
- при исследовании виртуальности очевидна необходимость поиска единиц анализа - это должны быть не виртуальные нормы, коммуникация и т.п., не их соотношение с реальными аналогами, а то, что отражало бы "пограничный момент", момент конструирования человеком виртуального социального пространства.
Именно тогда мы сможем ответить на два основных (для исследователя-психолога, конечно) вопроса:
- с общепсихологической точки зрения - каковы условия "перехода" из одной реальности в другую (Лем - развитие электроники задает в будущем основную гносеологическую проблему: как человеку понять, где он? Развитие новых информационных технологий идет по пути максимального уподобления реальности, но и у этого есть границы: можно сделать квазиматериальную основу переживания, но не сопутствующие ему ассоциации, следовательно, суждения и опыт);
- с социально-психологической точки зрения - каковы закономерности виртуального
конструирования социальной реальности (Бергер, Лукман);
- необходим также поиск некой общей методологической "платформы", позволяющей реинтерпретировать узкодисциплинарные результаты.
Представляется, что это может быть (условно!) социокультурная
платформа (как косвенное подтверждение - многие исследователи
Интернета говорят сегодня о необходимости анализа его как
определенного пласта культуры). В приложении к изучению виртуальной
реальности последнее означает учет двух взаимосвязанных процессов:
- отражение в виртуальности общих социальных закономерностей
и
- понимание виртуальности как непрерывного конструирования
образа мира и образа человека (пример реинтерпретации существующих
психотерапевтических трактовок Интернет-коммуникации).
Договориться об этом надо сегодня, так как есть ощущение, что завтра данное исследовательское поле будет окончательно размежевано на множество узкодисциплинарных "огородиков". (Да здравствует ISN...)
Об аторе
Белинская Елена Павловна
- старший научный сотрудник кафедры социальной психологии
факультета психологии МГУ. Кандидат психологических наук.
Окончила факультет психологии МГУ в 1983 году, защитила
кандидатскую диссертацию в 1988 году.
На факультете работает с 1994 года. Сфера научных интересов - проблемы социальной психологии личности.
Почитать другие работы этого автора:
|