ПАВЛОВА Елена Александровна
ассистент кафедры психологии
Самарского государственного университета
О НЕОБХОДИМОСТИ И ВОЗМОЖНОСТЯХ ПРОФИЛАКТИКИ ИНТЕРНЕТ-ЗАВИСИМОСТИ
У УЧАЩИХСЯ
Цели доклада:
- представить слушателям оценку возможных психологических
последствий интернетизации школы;
- ознакомить с феноменом "интернет-зависимости";
- предложить к рассмотрению модель профилактической программы
для психологической службы школы.
Задачи доклада:
- Предложить к рассмотрению соответствующую терминологию и
феноменологию.
- Сформулировать некоторые положения относительно профилактики
интернет-зависимости в школе.
ШКОЛА И ИНТЕРНЕТ
Разумеется, возможны как положительные, так и отрицательные
психологические последствия появления Интернет для образовательной
среды в школе. Рассмотрим особенности Интернета, которые могут
вызывать полярные психологические последствия.
1. Интернет обширен. Интернет - это среда,
в которой нет границ (национальных, социальных, географических).
Учащийся, находясь в контакте с такой средой, сталкивается
с разнообразнейшими фактами и мнениями, о существовании
которых он мог и не подозревать; он знакомится со сверстниками
за рубежом и в других городах, имеет возможность задать
вопросы и с несравнимой с другими способами получения информации
скоростью добыть ответ на совершенно различные интересующие
его темы, не вставая с места, например: а как там учатся,
кто и где? Это позволяет учащимся ощущать себя причастными
к какому-либо сообществу, развивает способность к децентрации.
2. Интернет безопасен. Общение не несет в себе агрессивного
невербального компонента, а вербальных оскорблений гораздо
меньше. Они конечно же присутствуют, но на многих сайтах
с этим успешно справляются. Это удовлетворяет базовую потребность
в безопасности.
3. В Интернет нет централизованной цензуры: можно
написать то, что хочется, высказать свое мнение. Это позволяет
чувствовать себя раскованным в общении, интересным для других,
компетентным. Ребенок или взрослый всегда может найти тот
круг общения, в котором он будет выглядеть именно так. Это
удовлетворяет потребность в принятии, дружеском расположении,
позволяет безопасно выражать свою индивидуальность.
4. Интернет безличен. Человек может обладать множественной
идентичностью, превращая в миф ранее неизменное выражение:
Одна личность - одно тело (и соответственно пол). За счет
этого качества может происходить компенсация деструктивных
наклонностей личности, поскольку есть возможность отыграть
сценарий, который невозможно реализовать в жизни.
5. Интернет как фактор дополнительной мотивации.
Поиск и нахождение информации, подчас уникальной, позволяет
ученику углубляться в предмет, что делает его привлекательнее.
Часто возникает "эффект потока", когда поиск информации
превращается в самоцель. Вызывает трансовое состояние.
6. Интернет прост. Его использование доступно для
детей младших классов.
7. Интернет современен и доступен. Обучение информационным
технологиям, постоянное повышение качества обслуживания
и простота доступа увеличивает возможности учащегося занять
достойное место в современном мире. То есть быть уверенным
в себе.
Мы могли проанализировать и описать не все характерные признаки
Интернет, и те изменения, которые они уже привносят в школьное
обучение, ведь практически отсутствует научное описание и
значение особенностей Интернет и применения информационных
технологий для образования, для общества в целом. Все это
еще не стало предметом фундаментальных исследований, в силу
чего наш доклад носит характер постановки проблемы.
Несмотря на все разнообразие активности пользователей Интернета,
можно выделить три основных вида, осуществляемой ими деятельности:
познавательную, игровую и коммуникативную.
Этим разновидностям деятельности соответствуют глобальные
изменения (трансформации) личности, которые в последнее время
привлекли внимание широкой публики (конечно как однозначно
негативные трансформации) и - в меньшей степени - исследователей:
1. Увлеченность познанием в сфере программирования
и телекоммуникаций. Крайний вариант - хакерство.
2. Увлеченность компьютерными играми, в частности
играми посредством Интернета. Крайний вариант - игромания.
3. Увлеченность сетевой коммуникацией. Крайний вариант
- Интернет-аддикция.
ФЕНОМЕН "ИНТЕРНЕТ-ЗАВИСИМОСТИ"
Все это захватывает ребенка целиком, не оставляя ему ни времени,
ни сил на другие виды деятельности, на упорядочивание жизни
собственной становящейся личности.
В настоящее время интенсивно обсуждается феномен "зависимости
от Интернета", или "Интернет-аддикции" (Internet
Addiction Disorder , или IAD). Исследователи исходят из возможности
развития зависимости (аддикции) не только от вводимых в организм
материальных сущностей, но и от производимых субъектом действий
и сопровождающих их эмоций.
Эта зависимость возникает посредством общения через Интернет,
образуется благодаря его свойствам и характеристикам - тому,
чего нет в других формах коммуникаций.
Спорный вопрос! Симптоматика зависимости от Интернета не всегда
отделена от симптоматики "технологической зависимости" или,
например, "зависимости от компьютеров". Поскольку любое увлечение
человека в крайней свой форме дет определенные основания говорить
об аддикции.
Мы рассматривали такой аспект IAD как общение с помощью Интернета
(ведь общение в Интернете обладает неповторимыми свойствами).
Оно полностью анонимно, демократично, доступно и массово.
Это чрезвычайно привлекательно. Что может приводить к Интернет-зависимости
в таких условиях - отсутствие навыков коммуникативной компетентности
при общении оффлайн, "яркая" индивидуальность, ограниченные
возможности для общения (инвалидность, например). Дети ждут
очередного сеанса связи, чтобы снова поговорить с "друзьями"
из Интернета. Для чего? Для удовлетворения потребностей, которые
невозможно реализовать вне Интернета.
Однако, отсутствие клинических исследований, посвященных феномену
интернет-зависимости, некачественные опросники и анкеты, по
этому вопросу не позволяют говорить о заболевании, а вот заявлять
о таком феномене, исследовать его и оказывать психологическую
помощь подверженным ему людям - вполне актуально.
Приведем поведенческие характеристики, которые могут быть
отнесены к этому синдрому:
экономический аспект: неспособность
и нежелание отвлечься даже на короткое время от работы в
Интернете; досада и раздражение, возникающие при вынужденных
отвлечениях, и навязчивые размышления об Интернете в такие
периоды; стремление проводить за работой в Интернете все
увеличивающиеся отрезки времени и неспособность спланировать
время окончания конкретного сеанса работы; побуждение тратить
на Интернет все больше денег, не останавливаясь перед влезанием
в долги;
межличностный аспект: готовность лгать друзьям
и членам семьи, преуменьшая длительность и частоту работы
в Интернете, способность и склонность забывать при работе
в Интернете о домашних делах и учебе, важных личных встречах,
пренебрегая занятиями; стремление и способность освободиться
на время работы в Интернете от ранее возникнувших чувств
вины или беспомощности, от состояний тревоги или депрессии,
обретение ощущения эмоционального подъема и своеобразной
эйфории; нежелание принимать критику подобного рода образа
жизни; готовность мириться с потерей друзей и круга общения
из-за поглощенности работой в Интернете;
аспект здоровья: резкое сокращение длительности
сна; избегание физической активности, пренебрежение личной
гигиеной; постоянное забывание о еде.
НО: За проявлениями зависимости от Интернета нередко
скрываются другие аддикции, либо психические отклонения.
Расширение симптоматики, преувеличение количества потенциальных
пациентов, шумиха в прессе удобны на данный момент специалистам
по психическому здоровью и исследователям этого феномена.
Феномен зависимости от Интернета постоянно изменяется вместе
со стремительным развитием Интернета и заслуживает досконального
изучения.
Такой феномен может проявить себя в школе, где появился Интернет.
В таком случае школьная психологическая служба должна быть
готова заранее, то есть мы считаем, что необходимы профилактические
меры по предупреждению интернет-зависимости.
О ПРОФИЛАКТИЧЕСКОЙ ПРОГРАММЕ
Существует "группа риска" среди учащихся, которые могут быть
подвержены "интернет-зависимости". Они интровертированы, необщительны
или не имеют коммуникативных навыков, умны. Их легко отличить
по поведению: они погружены в себя, много фантазируют, держатся
в стороне от одноклассников, иногда не успевают по предметам.
В результате дети, обладающие индивидуальной внутрипсихологической
способностью или умением преодолевать стрессовые ситуации,
трансформировать их в различного рода поисковую активность
значительно более устойчивы ко всякого рода аддикциям. Профилактическая
программа направлена не только на эту группу, но и на всех
учащихся школы, она универсальна.
Целями программы являются развитие у школьников коммуникативных
навыков, ответственности; сплочение ученической группы.
В задачи программы входит проведение психогимнастических упражнений,
систематических тренингов общения, личностного роста, совместных
походов с обязательным участием школьного психолога.
|